Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обусловливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.,
Но социология формулирует эти вопросы несколько иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных по-
459
зиций («ячеек»), находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. Вхождение в этот мир людей — это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции.
И первый вопрос, который задает себе человек в мире людей, с
точки зрения социологии, звучит таким образом: какова моя соци
альная позиция в системе общественных взаимодействий? На ка
кую позицию я претендую? Фактически с этого начинается «соци
альная драма», в ходе которой человек примеряется к обществу,
отбирает варианты поведения, овладевает в той или иной мере тре
буемыми качествами. ^v
Рассмотрим основные акты этой «социальной драмы» и попробуем разобраться, как и в какой мере система социальных взаимодействий влияет на поведение человека.
Начнем с рассмотрения личности и социальных позиций, которые она занимает, на которые претендует.
социальныйОбщество, как мы ранее отмечали, напоминает
статуспчелиный улей, за каждой ячейкой которого зак-
": '•■': репляется определенная специализированная («раз-
межеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: врач — лечить, педагог — преподавать, предприниматель — организовывать производство и управлять им и т.д.
Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями.
Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию — он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий (или претендует на нее).
Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат.
• Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоми-национную форму.
Наличие внутренне содержательной стороны означает, что со-циалъный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.
460
Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также,тбго, с
кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто
находится в его подчинении, поможет, нам определить диспозицию
(расположение) конкретного статуса в системе координат данного
социального пространства. э
Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус сына — это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.
Поэтому в социологии любое социально-позиционное назва
ние (должность, профессия, родственное положение) осмысли
вается в единстве с внутренне содержательными аспектами и по
лучает диспозиционное измерение (по горизонтали или вер
тикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости,
привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем
подчиняется и т.д. э
• Как уже подчеркивалось ранее, статусы — это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется), независимые от конкретного человека. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними.
Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.
Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути.
461
Каждый человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими |
РАЗНОВИДНОСТИ
СОЦИАЛЬНЫХ
СТАТУСОВ
„..!,„.„,. людьми по различному поводу, выполняя каж-