Творчество в процессе преподавания ОРУ

Творчество в процессе преподавания ОРУ. Как известно под творчеством понимается деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей, а также порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не имевшие место. Применительно к нашему случаю, под творчеством учителя, преподавателя понимается создание физических культурных ценностей через создание качественно новых подходов к подготовке и проведению общеразвивающих упражнений известным практике способом.

При этом культурная ценность будет, видимо, заключаться в новом, неизвестном ранее звучании, способа проведения 0.Р.У. в его образовательном, воспитательном и оздоровительном аспектах влияния на занимающихся. Следует подчеркнуть, что творчество преподавателя в подготовке и проведении ОРУ привносит новое в профессиональное образование студентов.

Выпускники факультета, воспитанные в духе творческой деятельности, несут образовательные ценности ученикам школы в области физической культуры, развивая, в свою очередь, творческую активность у будущих студентов ФФК. А это создает реальные предпосылки для формирования качественно новых исходных позиций в подготовке преподавателя физической культуры и спорта. Основными направлениями проявления творчества при подготовке и проведении ОРУ могут быть - подбор содержания музыкального сопровождения или формы подсчета - подбор упражнений в подготовительной части - подбор упражнений основной части 20 - подбор упражнений заключительной части Музыкальное сопровождение является .важнейшим элементом в любом способе О.Р.У Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться, во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном применении.

Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, отечественной культуры, использовании существующих современных музыкальных направлений.

При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движениями содержания музыки. Содержание фонограммы может носить как однохарактерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведении, так и комплексную, с разно плановым музыкальным содержанием.

При этом каждое новое упражнений может выполняться под свою музыку, что таит в себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями. При подборе музыкального сопровождения надо учитывать - соответствие музыки содержанию упражнений - качество музыки как произведения искусства - соответствие музыки возрасту занимающихся - темп исполнения упражнения и соответствующий ему темп выбранного музыкального произведения - четкость и равномерность метрического отсчета 21 - плавную преемственность музыкальных фрагментов для каждого отдельного упражнения или оправданную контрастность частей музыкального сопровождения - необходимость общего культурного, эстетического воспитания. Рекомендуется разумное сочетание или чередование в разных комплексах народной музыки современных эстрадных ритмов.

Надо помнить, что непопулярные музыкальные произведения, а такие вульгарные мелодии не несут творческой ценности.

Творчество в подборе упражнений подготовительной части может проявиться в использовании большого разнообразия шагов, прыжков, танцевальных действий, элементов акробатики, сочетания отмеченных групп упражнений, применения коллективных действий, гимнастических предметов и снарядов. Шаги походный, строевой, с различными положениями рук и с изменением положений рук, перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы, на носках, выпадами, приставные, в полуприседе, в приседе, окрестные, с махом и выпадом вперед на рунах в упоре лежа, в упоре лежа сзади, с предметами обруч, гимнастическая палка, скакалка, набивной мяч и др. и др. Прыжки на двух, на двух с зигзагом, на одной, поочередно на одной, другой, на двух, скрестным шагом, с различным положением рук, с изменением положения рук, в полуприседе, из приседа в присед, с махом одной и толчком другой, на четвереньках.

Возможно сочетание различных вариантов шагов, прыжков, шагов и прыжков. 22 Творчество в подборе и применении упражнений может проявиться в - выборе упражнении, соответствующих конкретной типовой схеме О.Р.У выборе упражнений, максимально отвечающих требованиям каждого упражнения типовой схемы - разработке специальных требований, методических указаний, способствующих при их реализации максимальному эффекту от выполнения упражнения - применении упражнений парах, шеренгах, взявшись за руки, в колоннах по два - использовании в упражнениях гимнастических предметов, гимнастических скамеек - в нестандартных исходных положениях, принимаемых в конце упражнения.

Творчество в подборе упражнений части возвращения может проявиться в применении - бега, бега по заднему маршруту, бега со сгибанием ног назад, бега с поочередными взмахами прямыми ногами вперед и назад - спортивного шага - танцевальных шагов даны выше - прыжков даны выше, а также через препятствия мячи, через скамейку, поперек и др шагов в упоре лежа в упоре лежа сзади - перескоки партнером известными способами акробатических упражнений кувырков вперед, назад, перекатов с 23 прямым телом в группировке, переворотов в сторону, кувырков вперед в парах, тройках - прыжков со скакалкой на месте и с продвижением - целенаправленных упражнений на развитие физических качеств силы, скоростной силы, выносливости, ловкости - упражнений .на снарядах брусьях, перекладине, гимнастической стенке и др - прыжков ноги врозь через находящегося впереди партнера, принявшего положение наклона вперед, согнувшись.

Творчество в применении упражнения третьей части может проявиться в разработке и реализации специальных требований к их использованию, в применении кратких письменных указаний - карточек плакатов.

Созданию общего эмоционального фона упражнений может способствовать применение - нестандартных, но относительно простых упражнений - соревновательного метода - игрового метода - Соревнование можно проводить по простым правилам с оценкой относительно известных действий, например, качества выполнения упражнений, синхронности действий в шеренгах и колоннах, парных упражнений, соответствия движений характеру музыки и т.д. Весьма эффективным может быть соревновательно-игровой прием.

Игровой метод можно творчески реализовать в сюжетном варианте комплекса упражнений, когда, например, народным мотивам 24 мелодии музыкального сопровождения будут соответствовать движения шагов, танцев, темпа и ритма прохождения основной части возвращения наисходную позицию 5 . ГЛАВА 2 задачи, методы и организация исследования. 2.1 Задачи 1.Овладение технологией исследовательской деятельности в области физической культуры и особенности ее применения. 2.Изучить состояние современной лечебной гимнастики как средства и метода восстановления. 3.Овладеть основами творческого подхода в физкультурно - лечебной деятельности. 4.Эксперементально определить эффективность творческого подхода в процессе применения лечебной гимнастики. 2.2. Методы Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования 1. Педагогический эксперимент . 2. Антропометрия. 3. Тестирование. 4. Математико - статистические методы исследования. 2.3.Организация исследования Для проведения педагогического эксперимента по определению эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики в ноябре 1997 года в средней общеобразовательной с углубленным изучением английского языка школе 1 г. Ставрополя была организована группа детей состоящая из 14 мальчиков и 15 девочек 8 - 9 лет. На день начала исследования девятилетними считались дети в возрасте от 8 лет 6 месяцев.

Всего в эксперименте участвовало 29 человек.

Перед проведением эксперимента для определения состояния степени здоровья испытуемой группы, был использован специальный тест Таблица 1. Измерение веса, определение выносливости тест Купера и работоспособности - проводились в первой половине дня. Вес измерялся без обуви и в спортивной одежде на медицинских весах с точностью до 0,5 кг. Для определения выносливости использовался тест Купера 6 - ти минутный бег, результат определялся с точностью до 10 метров.

Измерениям предшествовала психологическая подготовка, с целью достижения максимального результата.

Эксперимент длился полтора месяца, его можно условно разбить на два этапа.

Первый этап был направлен на определение степени здоровья исследуемой нами группой, а второй - на изменения степени здоровья происшедших за полтора месяца.

ГЛАВА 3