- девиз «Аюрведы»
Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность ...139
Йама и нийама ……………………...................................................……..141
Йама ……………………..................................................................….142
Нийама …………………..................................................................….143
Эмоции ……………………..................................................................….143
Два типа эмоций ........................……………………...……….................143
Позитивные эмоции ..............…………………...………...............….145
Heгативные эмоции ..................…….....…………………..........….....146
Сила эмоций ........………....................................……………………........146
Сильные эмоции ..…........................................…………………....….…147
Эмоции средней силы ................................…….....…………….............147
Слабые эмоции ..................................................…………..…………….147
Желания …………..................................................................………….....148
Четыре типа желаний ...............................…………………........………148
Взаимодействие ума с тонким элементом земли ……………....…112
Способность запоминать ……….………………………………………112
Запоминание в благости …….......................................................114
Запоминание в страсти …….....................................................…115
Запоминание в невежестве …….............................................…. 116
Стабильность........................................................…………….....……116
Стабильность вблагости.............................................................…116
Стабильность в страсти..............................................................…118
Стабильность в невежестве.....................................................…...119
Сдержанность ...........................................................................……..120
Сдержанность в благости ............................................………..... 120
Сдержанность в страсти ..........................................................…..121
Сдержанность в невежестве......................................................….122
Деятельность ума ............................................................…………….124
Мышление...................................................................................……..127
Четыре типа мышления........................................................………..128
Духовное мышление.....................................................……….…..128
Мышление в благости.........................................…………….……129
Мышление в страсти...................................................…………....130
Две функции мышления..........................................…………………….130
Влияние познающих и деятельных чувств на мышление ...…….......131
Возникновение мыслей..........................................................…………132
Мысли, связанные с действием на ум Сверхдуши..………….....132
Мысли, связанные с желаниями, возникающими из памяти …..133
Мысли, связанные с влиянием на ум тонкого и грубого тела …134
Мысли, возникающие в результате воздействия
на чувства объектов внешнего мира................…………………..135
Три вида беспокойств............…………………………………….…..135
Два типа работы с информацией ……………………………………136
Сбор информации............................................................……….......136
Запоминание информации ..............................................………......137
Степени деградации восприятия ……………………………………138
Пять типов активности ума .................………………………………138
ТОНКОЕ ТЕЛО УМА
Что такое ум
Кроме праны также существует тонкое тело ума. Ум на санскрите называется манас, а тонкое тело ума - Маномайя-коша. Майя-коша означает оболочка, а манас - ум. Если все счастье человека сосредоточено на его умственной деятельности, то говорят, что его сознание находится на уровне маномайя то есть на уровне ума.
Ум тоньше праны. Тоньше ума тонкое тело разума. Тоньше разума тело ананды или сила счастья, которая имеет уже не материальную, а духовную природу. Ананда или блаженство -это сила, которую излучает душа. Настоящее счастье имеет духовную природу, и его можно найти в деятельности души. Однако в теле без души счастья нет. Некоторые думают, что истинная суть человека - тело, и поэтому весь смысл жизни заключается в заботе о нём. Но согласно Ведам, я нахожусь в теле, подобно тому, как в машине находится водитель. Я - душа. Поэтому нужно больше заботиться о душе, тогда и тело, наполняясь счастьем, будет здоровым. О природе души мы можем прочитать в "Бхагавад Гите " (2.20.):
“Душа никогда не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Живое существо является не рожденным, вечным, всегда существующим изначальным и не погибает вместе со смертью тела".
Эта тема будет обсуждаться ниже. А сейчас поговорим о тонком теле ума.
Ум, являясь частью тонкого тела, материален, и его строение можно определить, но опять-таки не по приборам. Материя ума настолько тонка, что законы его функционирования совсем не похожи на законы физики. Тело ума имеет другие свойства и возможности и действует иначе, чем грубое тело.
У души, то есть у нас, есть духовный разум, духовный ум и духовные чувства. Это неотъемлемые атрибуты души. Однако в материальном теле при обычных материальных обстоятельствах они функционируют побуждая к деятельности материальный разум, материальный ум и материальные чувства; которые в данном случае являются составными частями тонкого тела. Следуя определённой практике, человек может очиститься от тонкого материального тела и действовать с помощью духовного тела. Процесс такого преобразования называется очищением сознания и возможен только для занимающегося духовной практикой человека. Это и есть настоящее выздоровление. Только когда сознание становится чистым, человек испытывает сильное счастье, и страдания его уже не касаются. В этой книге вместе с методами лечения грубого тела мы будем рассматривать .лечение тонкого тела и самое главное - методы духовной практики, рекомендуемые Ведами для нашей эпохи.
Возможности тонкого тела ума
Известны ли нам волны или энергетические поля, способные пройти через всю вселенную, через галактики, и совершенно не измениться? Скорее всего нет. Однако такие волны вырабатывает наша собственная голова.. Тонкие материальные эле менты, связанные с мыслью, невозможно измерить никакими существующими приборами. Все частицы, которые сейчас изучаются, не идут ни в какое сравнение с этими структурами. И даже исследования подтверждают этот факт. Уже проделано много экспериментов с восприятием и описанием на расстоянии какого-либо объекта. Мысль человека движется со скоростью, намного превышающей скорость света, мгновенно перемещаясь в любую часть Земли и вселенной. И для этого, оказывается, не обязательно быть экстрасенсом.
Предположим, Вы вспомнили - как отдыхали в прошлом году на Чёрном море. В ум пришли воспоминания, каким было море, какие там росли деревья и т.д. Когда Вы так сконцентриру-
Подвижность ума ....................................................…………………......76
Подвижность ума в благости;................................…………………......76
Подвижность ума в страсти..............................……………...................78
Подвижность ума в невежестве-.…....................…...........……………..79
Сила ума...................………..........................................................................79
Сила ума в благости.............................................................………….....80
Сила ума в страсти....................................................................………….81
Сила ума в невежестве.. .....................................……………………......82
Выносливость ума....................................…………………………….............83
Выносливость ума в благости. ..................................………………….. 83
Выносливость ума в страсти........................................................……… 85
Выносливость ума в нeвежecтве..........................…..........................…..87
Сосредоточенность ума........................................................…………..... 88
Сосредоточенность ума в благости......................................…………....89
Сосредоточенность ума в страсти.......................................……….........91
Сосредоточенность ума в невежестве......................................................93
Способность изучать ....………………...........................................95
Способность начать в благости........………………............................... 95
Способность изучать в страсти..................................…….................... 97
Способность изучать в невежестве.....................................……............ 98
Изменение настроения.................................................................………….99
Настроение в благости...........................................................………..... 100
Настроение в страсти..............................................................……........101
Настроение в невежестве. ..........................................……………....... 102
Взаимодействие с тонким элементом воды......….......…………………..103
Чувствительность.. ....................................................…………….103
Чувствительность в благости. ....................................…....................... 104
Чувствительность в страсти..............................…………......................105
Чувствительность в невежестве...................................……..................105
Способность отдыхать и снимать напряжение ...........……......106
Отдых в благости...............................................................................…. 107
Отдых в страсти. …................................................................................108
Отдых в невежестве............................................................................... 109
Способность к адаптации.................................................110
Адаптация в благости.............................................................................110
Адаптация в страсти.............................................................................. 111
Адаптация в невежестве....................................................................... 112