рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава 5 "Средства врачевания".

Глава 5 "Средства врачевания". - раздел Медицина, АТЛАС ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ Закончив Рассказ Об Основах Диагностирования, Рикпэ Еше Произнес: "о, Ве...

Закончив рассказ об основах диагностирования, Рикпэ Еше произнес: "О, великие риши, слушайте и запоминайте! Усвоив основы о трех главных причинах, вызывающих различные недуги, и их диагностировании, следует изучить общие методы лечения этих недугов.

Число таких методов сводится к четырем:

правильное питание;

должный образ жизни, который необходимо соблюдать при том или ином недуге;

лечение лекарствами

и лечение различными процедурами".

Схематически эти методы можно представить в виде четырех стволов, отходящих от основания дерева (рис. 2).

 

Ствол лечебного питания имеет шесть ветвей.

На листьях этих ветвей указаны еда и питье, полезные при болезнях, вызванных расстройством "пневмы", "желчи" и "флегмы".

Так, при болезнях, вызванных расстройством "пневмы", больному рекомендуются конина, ослятина, мясо сурка, "великое мясо", то есть мясо человека, которое заменяется мясом с задней ноги барана или медвежатиной. Следует также употреблять в пищу растительное масло, животное масло, выдержанное год в бурдюке или мочевом пузыре домашних животных, патоку, чеснок, лук. В качестве питья рекомендуются парное молоко, а также различные виды тибетского спиртного напитка - цяна (рис. 4-19).

При болезнях, вызванных расстройством "желчи", больному рекомендуются масло из коровьего или козьего молока, мясо диких копытных животных, козлятина, кашица из дробленого ячменя. В качестве питья лучше употреблять кислое коровье или козье молоко, пахту от коровьего или козьего молока, чай с молоком и маслом, но без соли, снеговую и родниковую воду, а также холодную кипяченую воду (рис. 20-33).

При болезнях, вызванных расстройством "флегмы", полезны баранина, мясо дикого яка, мясо диких хищных зверей, рыба, мед, горячая цзамба из старого зерна, выросшего в засушливом месте. Из питья рекомендуются шо из ячьего молока, крепкий цян, горячая кипяченая вода (рис. 34-44).

 

На листьях трех ветвей ствола образа жизни (рис. 45) начертаны краткие советы, рекомендующие тот или иной режим при заболеваниях, вызванных расстройством "пневмы", "желчи" или "флегмы".

Так, при расстройствах "пневмы" рекомендуются пребывание в тепле и общение с приятным человеком (рис. 46-48);

при расстройствах "желчи" - пребывание в прохладном месте и покой (рис. 49-51);

при расстройствах "флегмы" - усиленное движение, физическая деятельность и пребывание в тепле (рис. 52-54).

 

Заболевшему человеку должны быть назначены лекарства, качества, форма и вид которых схематически отображены на пятнадцати ветвях ствола лекарств (рис. 55).

В зависимости от причины заболевания подбираются вкус лекарств и их природа, или так называемая "сила", поскольку, с точки зрения тибетских медиков, эти качества являются немаловажным лечебным фактором.

Так, при расстройствах "пневмы" лекарства должны обладать сладким, кислым или соленым вкусом и иметь маслянистую, тяжелую или нежную природу (рис. 56-63).

При расстройствах "желчи" лекарства должны обладать сладким, горьким или вяжущим вкусом и иметь прохладную, тонкую или притупляющую природу (рис. 64-71).

При расстройствах "флегмы" лекарства должны обладать жгучим, кислым или вяжущим вкусом и иметь острую, грубую или легкую природу.

При этом считается, что болезни, вызванные расстройством "пневмы", успешнее всего врачуют бульоны и лечебные масла.

Поэтому больному рекомендуются:

бульон из костей,

бульон из "четырех соков" (мясной бульон, масло, патока, выдержанный цян),

бульон из головы старого барана,

лечебное масло на основе "трех плодов" (миробалан хебуля, миробалан беллерический, эмблика лекарственная), мускатного ореха, чеснока (рис. 80-89).

При болезнях, вызванных расстройством "желчи", рекомендуются отвары и порошки, например, отвар "трех плодов", порошки камфоры, белого сандала, шафрана и т. д. (рис. 90-99).

При болезнях, вызванных расстройством "флегмы", рекомендуется принимать лекарства в виде пилюль и зольные лекарства (рис. 100-108).

 

Исходя из природы заболевания, больного следует подвергать очищению посредством различного рода клизм, промываний и рвотных.

Так, при заболеваниях, вызванных расстройством "пневмы", для этого используются клизмы (рис. 109-112);

при заболеваниях, вызванных расстройством "желчи",- промывания (рис. 113-117);

при заболеваниях, вызванных расстройством "флегмы",-рвотные (рис. 118-120).

 

На трех ветвях последнего, четвертого ствола - ствола лечебных процедур (рис. 121) перечислены процедуры, которые следует назначать больному в зависимости от природы его заболевания. Так, при болезнях "пневмы" следует назначать массаж и "монгольское прижигание", состоящее в прикладывании к телу больного теплого войлока, намазанного маслом (рис. 122-124); при болезнях "желчи" - рекомендуется потение и кровопускание (рис. 125-128); при болезнях "флегмы" - компресс и прижигание (рис. 129-131).

Рисунок в правом нижнем углу относится к шестой, заключительной главе "Книги основ".

В этой главе риши Рикпэ Еше резюмировал содержание "Книги основ", перечислив наименования трех деревьев с девятью стволами и сорока семью ветвями, на которых имеется двести двадцать четыре листочка. Из них восемьдесят восемь листочков перечисляют общие причины возникновения недугов, тридцать восемь - различные показания диагностирования и девяносто восемь - средства врачевания.

 

«"Тантра основ",- заключил свои слова риши Рикпэ Еше,- содержит в форме семени самую суть науки врачевания, поэтому ее могут понять лишь люди с высшим интеллектом, но никак не глупцы». Сказав это, риши Рикпэ Еше исчез в сердце Верховного целителя (рис. 132).

 

Рисунки в верхнем картуше листа открываются изображением свиты буддистов, внимавших нирманическому наставнику. Первые три рисунка изображают трех главных бодхисаттв пантеона тибетского буддизма: Манчжушри (рис. 37*), Авалокитеш-вару (рис. 38*), Ваджарапани (рис. 39*). Первый бодхисаттва олицетворяет мудрость и является манифестацией физической формы всех будд; второй - олицетворяет безмерное сострадание и милосердие и является манифестацией речи всех будд; третий - манифестацией сознания всех будд. На рисунке 40* изображен Ананда-двоюродный брат и любимый ученик Будды, входивший в число десяти его главных учеников. Кумараджи-вака (рис. 41*) - современник Будды, прославившийся искусством врачевания; существует предание, что он, прослушав нирманических наставников, составил первый вариант, или оригинал, "Четверокнижия". На рисунке 42* изображен Кашьяпа-один из десяти главных учеников Будды, который председательствовал на первом буддийском соборе после ухода Учителя в нирвану. Завершает свиту буддистов изображение Упали (рис. 43*), одного из десяти главных учеников Будды, который на первом буддийском соборе якобы воспроизвел по памяти предписания Будды относительно монашеского устроения, что составило раздел "Виная" буддийского канона.

Последующие рисунки изображают исторических лиц средневековья, причастных к науке врачевания. Так, на рисунке 44* изображен знаменитый буддийский философ Нагарджуна, живший в Южной Индии во II веке нашей эры; он является основателем буддийской школы мадхьямиков, или школы "срединного пути", а также считается крупным знатоком медицины и алхимии, автором ряда медицинских трактатов. Рисунок 45* представляет знаменитого кашмирского врачевателя II века Ашвагошу, наиболее известным из трудов которого является трактат "Восемь составных частей науки врачевания", переведенный в XI веке на тибетский язык и включенный в тибетский канон. Его внук и ученик Чандранандана, составивший пространный комментарий на вышеупомянутый трактат своего деда, изображен на рисунке 46*. Рисунок 47* изображает полулегендарную личность, знаменитого тантрика и мага Падмасамбхаву (VIII век), который якобы спрятал в одной из колонн монастыря Самье текст "Четверокнижия", доставленный в Тибет из Индии, поскольку, с точки зрения мага, время для использования этого трактата в "Стране снегов" еще не наступило. Рисунок 48* изображает знаменитого тибетского переводчика VIII века Вайрочану, который, по преданию, вывез из Индии текст "Четверокнижия" и сделал его перевод.

 

TPАКТАT «ГОЛУБОЙ БЕPИЛЛ» ТАНТРА I

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЛИСТУ 4


1 "Тантра основ". Лист 4 - иллюстрации к главе 5. Четыре ствола методов врачевании - питания, образа жизни, лекарств, процедур.
[Линия преемственности в передаче медицинских знаний].
37* Манчжушри-Кумарабхута из свиты буддистов.
38* Милостивый Авалокитешвара из свиты буддистов.
39* Свирепый Ваджрапани из свиты буддистов.
40* Вместилище закона Ананда из свиты буддистов.
41* Кумарадживака из свиты буддистов.
42* Кашьяпа из свиты буддистов.
43* Упали из свиты буддистов.
44* Славный покровитель Нагарджуна.
45* Знаток пяти наук Ашвагоша.
46* Кашмирский пандит Чандранандана.
47* Падмасамбхава.
48* Великий переводчик Вайрочана.

1 Корень третьего [древа-древа] методов врачевания.

2 Ствол 6. Питание.

3 Ветвь 21. Пища при [болезнях] "пневмы".

4 Лист 127. Конина.

5 Лист 128. Ослятина.

6 Лист 129. Мясо сурка.

7 Лист 130. Вяленое, выдержанное год мясо.

8 Лист 131. "Великое мясо" (т. е. человеческое мясо).

9 Лист 132. Растительное масло.

10 Лист 133. Старое масло.

11 Лист 134. Патока.

12 Лист 135. Чеснок.

13 Лист 136. Лук.

14 Ветвь 22. Питье при [болезнях] "пневмы".

15 Лист 137. [Парное] молоко.

16 Лист 138. Цян, приготовленный из растертых в муку корней горичника и купены.

17 Лист ] 39. Цян из патоки.

18 Лист 140. Цян из [коровьих] костей.

19 Ветвь 23. Пища при [болезнях] "желчи".

20 Лист 1431. Масло из коровьего и козьего молока.

21 Лист 144. Мясо диких копытных.

22 Лист 145. Козлятина.

23 Лист 146. Мясо теленка хайныка.

24 Лист 147. Дробленый ячмень.

25 Лист 148. [Трава] "кьяп".

26 Лист 149. Одуванчик.

27 Ветвь 24. Питье при [болезнях] "желчи".

28 Лист 141. Шо из коровьего и козьего молока.

29 Лист 142. Пахта от коровьего и козьего молока.

30 Лист 150. Чай с молоком, маслом, но без соли.

31 Лист 151. Снеговая и родниковая вода.

32 Лист 152. Холодная кипяченая вода.

33 Ветвь 25. Пища при [болезнях] "флегмы".

34 Лист 153. Баранина.

35 Лист 154. Мясо дикого яка.

36 Лист 155. Мясо хищных зверей.

37 Лист 156. Рыба.

38 Лист 157. Мед.

39 Лист 158. Горячая цзамба из [старого] зерна2, выращенного в засушливых местах.

40 Ветвь 26. Питье при расстройстве "флегмы".

41 Лист 159. Шо из ячьего молока и пахта от него.

42 Лист 160. Крепкий цян.

43 Лист 161. Горячая кипяченая вода.

44 Ствол 7. Образ жизни.

45 Ветвь 27. Образ жизни при [болезнях] "пневмы".

46 Лист 162. Пребывание в тепле.

47 Лист 163. Общение с приятным человеком.

48 Ветвь 28. Образ жизни при [болезнях] "желчи".

49 Лист 164. Пребывание в прохладном месте.

50 Лист 165. Покой.

51 Ветвь 29. Образ жизни при [болезнях] "флегмы".

52 Лист 166. Усиленное движение, деятельность.

53 Лист 167. Пребывание в тепле.

54 Ствол 8. Лекарства.

55 Ветвь 30. Вкус лекарств от [болезней] "пневмы".

56 Лист 168. Сладкий.

57 Лист 169. Кислый.

58 Лист 170. Соленый.

59 Ветвь 31. Природа лекарств от [болезней] "пневмы".

60 Лист 171. Маслянистость.

61 Лист 172. Тяжесть.

62 Лист 173. Нежность.

63 Ветвь 32. Вкус лекарств от [болезней] "желчи".

64 Лист 174. Сладкий.

65 Лист 175. Горький.

66 Лист 176. Вяжущий.

67 Ветвь 33. Природа лекарств от [болезней] "желчи".

68 Лист 177. Прохладность.

69 Лист 178. Тонкость.

70 Лист 179. Притупляющая [природа].

71 Ветвь 34. Вкус лекарств от [болезней] "флегмы".

72 Лист 180. Жгучий.

73 Лист 181. Кислый.

74 Лист 182. Вяжущий.

75 Ветвь 35. Природа лекарств от [болезней] "флегмы".

76 Лист 183. Острота.

77 Лист 184. Грубость.

78 Лист 185. Легкость.

79 Ветвь 36. Бульоны (для врачевания болезней "пневмы").

80 Лист 186. Бульон из костей.

81 Лист 187. Бульон из "четырех соков"3.

82 Лист 188. Бульон из головы старого барана.

83 Ветвь 37. Лечебные масла (для врачевания болезней "пневмы").

84 Лист 189. [Лечебное масло] мускатного ореха.

85 Лист 190. [Лечебное масло] чеснока.

86 Лист 191 [Лечебное масло] "трех плодов"4.

87 Лист 192. [Лечебное масло] "пяти корней"5.

88 Лист 193. [Лечебное масло] "великого лекарства" (аконита Фишера).

89 Ветвь 38. Отвары (для врачевания болезней "желчи").

90 Лист 194. [Отвар] "ману" (девясила высокого).

91 Лист 195. [Отвар] "лечэ" (тиноспоры серд-целистной).

92 Лист 196. [Отвар растения] "тикта" (сверции чираты).

93 Лист 197. [Отвар] "трех плодов".

94 Ветвь 39. Порошки (для врачевания болезней "желчи").

95 Лист 198. [Порошок] камфоры.

96 Лист 199. [Порошок белого] сала.

97 Лист 200. [Порошок] шафрана.

98 Лист 201. [Порошок] "цзюганг"

99 Ветвь 40. Пилюли (для врачеванкя болезней "флегмы").

100 Лист 202. [Пилюли] "сильного яда" (аконита Фишера).

101 Лист 203. [Пилюли] каменной соли.

102 Ветвь 41. Порошки7 (для врачевания болезней "флегмы").

103 Лист 204. [Порошок] граната.

104 Лист 205. [Порошок] рододендрона.

105 Лист 206. "Чемакха"8.

106 Лист 207. Составы [жженых] солей.

107 Лист 208. Зола "цзёнши".

108 Ветвь 42. Клизмы при [болезнях] "пневмы".

109 Лист 209. Мягкая питательная [клизма].

110 Лист 210. Мягкая слабительная [клизма].

111 Лист 211. Питательно-слабительная [клизма].

112 Ветвь 43. Омовения при [болезнях] "желчи".

113 Лист 212. Общее омовение.

114 Лист 213. Специальное омовение.

115 Лист 214. Грубое омовение.

116 Лист 215. Мягкое омовение.

117 Ветвь 44. Рвотные при [болезнях] "флегмы".

118 Лист 216. Сильные рвотные.

119 Лист 217. Мягкие рвотные.

120 Ствол 9. Процедуры.

121 Ветвь 45. Процедуры при [болезнях] "пневмы".

122 Лист 218. Массаж.

123 Лист 219. "Монгольское прижигание"9.

124 Ветвь 46. Процедуры при [болезнях] "желчи",

125 Лист 220. Потение.

126 Лист 221. Кровопускание.

127 Лист 222. Душ.

128 Ветвь 47. Процедуры при [болезнях] "флегмы".

129 Лист 223. Компресс.

130 Лист 224. Прижигание.

131 Эманация сердца [Верховного целителя] риши Рикнэ Еше погружается в сердце [Верховного целителя].



132 Из трактата "Голубой берилл", который разъясняет "Четыре Тантры"- украшение помыслов Верховного целителя. Лист 4-иллюстрации к главе 5 "Тантры основ ". Изображен корень методов лечения с четырьмя стволами - питания, образа жизни, лекарств, процедур. От первого ствола, ствола питания, отходят шесть ветвей пищи и питья, [рекомендуемых] при расстройствах всех трех физиологических энергий. [На этих ветвях] десять листьев пищи и четыре листа питья, рекомендуемых при [болезнях] "пневмы", семь листьев пищи и пять листьев питья - при [болезнях] "желчи", шесть листьев пищи и три листа питья - при [болезнях] "флегмы ", всего листьев тридцать пять. На втором стволе, стволе образа жизни, три ветви с шестью листьями, [содержащими рекомендации] при расстройстве всех трех физиологических энергий. Третий ствол, ствол лекарств, насчитывает пятнадцать ветвей, которые подразделяют [лекарственные средства] по вкусу, природе, успокаивающему или очищающему действию. Листьев вкусов и природы лекарств, которые помогают при расстройстве всех трех физиологических анергий,- восемнадцать. Листьев "успокаивающих средств" - двадцать три, "очищающих" - девять. Всего пятьдесят листьев. На четвертом стволе, стволе процедур, три ветви, листьев семь. В целом стволов - четыре, ветвей - двадцать семь, листьев - девяносто восемь. Цифры проставлены на корне - оранжевым, на стволах - желтым, на ветвях - красным, на листьях - черным.

 

Примечания к листу 4

1. Подписи 141 и 142 поставлены на другой ветви - "питье" при расстройстве "желчи".

2. В лечебных целях больше ценится зерно из сухих мест или собранное в засушливый год. Старым считается зерно, убранное не менее шести месяцев назад (прим. ред.).

3. "Четыре сока" - мясной бульон, патока, масло, старый цян (ГБ, кн. 1, л. 336).

4. "Три плода" - плоды миробалана беллеричес-кого, миробалана хебуля и эмблики лекарственной.

5. "Пять корней" - корни купены, горичника, спаржи кистистой, витании снотворной и плоды якорцев стелющихся.

6. См. прим. 4 к л. 24.

7. Написанное на листе слово не является тибетским, а представляет фонетическое заимствование с древнего языка "шаншунг", имевшего хождение в области на крайнем западе Тибета, которая была присоединена к тибетской империи в VII веке. Язык "шаншунг" использовался в ритуальных текстах добуддийской религии "бон" (прим. ред.).

8. Название рецепта порошков на основе понгамии.

9. "Монгольское прижигание" - прижигание фурункулов, язв и ран войлоком, пропитанным горячим маслом.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АТЛАС ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

На сайте allrefs.net читайте: "АТЛАС ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава 5 "Средства врачевания".

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИE ГЛАВ 2,3, ИЛЛЮСТРИРУЕМЫХ НА ЛИСТЕ
  Глава 2 "Структура трактата". Будда Шакьямуни, восседавший на престоле в чертоге града "Прекрасного" в ипостаси Верховного целителя (рис. 2),

Связки.
В человеческом теле насчитывается шестнадцать связок. Восемь из них находятся на руках и ногах. На руках - связки локтевого сустава и запястья. На ногах - связки коленног

Органы.
В теле имеется пять плотных и шесть полых внутренних органов. К плотным органам относятся: сердце, легкие, печень, селезенка,

Формирующие сосуды.
К формирующим сосудам относятся три главных сосуда-тока "тонкого тела", кото­рые первыми возникают из центра зародыша и проходят вверх и вниз по формирующе­муся телу.

Черный сосуд жизни.
Все черные связующие сосуды, или, в сущности, кровеносные сосуды, являются ответвлениями "черного сосуда жизни". Этот сосуд порожден сосудом-током "рома" в месте пересечения эти

Черный сосуд жизни.
"Черный сосуд жизни" является основой, которая порождает всю сеть кровеносных сосудов, образующих группу черных связующих сосудов.   От "черно

Первый тип жизнетворных сосудов.
Первый тип - сосуды, которые проходят по всему телу. В них циркулируют "тхикле" 2, или "капли жизнетвор­ной сущности". Считается, что все "тхикле" генерирую

Второй и третий типы жизнетворных сосудов.
Второй и третий типы жизнетворных сосудов, обозначенные на рисунках 4 и 5, не имеют отношения к врачеванию. Они связаны лишь с чисто тантрическими практика­ми, при которых путем контроля над дыхани

Белый сосуд жизни.
Прежде всего от осно­вания головного мозга опускается вниз, подобно корню растения, "белый сосуд жизни", сопоставимый со спинным мозгом. Автор трактата говорит,

Шелковых шнуров.
Тринадцать из них под названием "свисающие шелковые шнуры"соединяют плотные и полые внутренние органы, поэтому они получили назва­ние "скрытые сосуды".

Шесть крупных белых сосудов.
Остальные шесть крупных белых сосудов соединяют мозг со связками и суставами конечностей тела и называются "внешние сосуды". Их повреждение влечет за собой главным образо

Шестнадцать мелких сосудов.
От этих шести внешних сосудов отходят шестнадцать более мелких белых связу­ющих сосудов, изображенных на фигурах спереди и сзади (рис. 28—69). Рисунки в верхнем картуше ли

Внутренние проходные отверстия.
Внутренние проходные отверстия являют собой, в сущности, как то представляет тибетская медицина, своеобразные каналы, которые, в зависимости от выполняемых функций, делятся на следующие четыре вида

Внешние отверстия тела.
У мужчин имеется девять внешних отверстий: два глазных отверстия, два носовых отверстия, два ушных отверстия, ротовое отверстие, заднепро­ходное отверстие и отверстие мочеиспускательного канала. У

Элементы, подвергающиеся заболеваниям.
Эти элементы выполняют следующие функции: питательный сок продуцирует и питает шесть остальных компонентов тела и прежде всего кровь, кровь увлажняет тело и поддерживает жизнь,

Элементы, вызывающие заболевания.
К ним относятся "пневма", "желчь" и "флег­ма". Если эти элементы пребывают в норме, организм здоров. Их расстройства вызы­вают болезненные явления, ведущие к разрушени

Хорошие дорожные приметы.
Знаменует благо, если посыльный к врачу или врач, направляющийся к больному, увидят на своем пути: сосуды, полные зерна, шо, цяна, драгоценностей, или же ритуальный колокольчик, лампаду, цветок, по

Сновидения.
Сущность сновидения - ментальные ассоциации или иллюзорные обра­зы, которые порождает движение омраченного сознания, побуждаемого током "пневмы", носящим название "поддерживающий жиз

Отдельные сны предвещают смерть от определенных болезней.
Увидавший себя во сне с телом красного цвета, в красных одеждах и с красной гирляндой или увлекаемым в огонь свирепой женщиной - умрет от болезни крови или расстройства "желчи".

Некоторые приметы предсказывают близкую и даже очень близкую смерть больно­го.
К приметам близкой смерти больного относятся кровотечение из девяти отверстий тела, хотя больной не отравлен и не ранен; потеря памяти: больной тут же забывает ска­занное им; сокращение пениса и от

Полезно
смазывать и растирать тело кунжутным или другим растительным маслом, пить бульон из хорошего мяса, молоко, есть жирную пищу и сладости, носить меховую или с

Полезно
есть старый ячмень, жареное мясо животных из засушливых мест, мед, пить кипяток и отвар имбиря, гулять, совершать втирания и очищения1.

Полезно
купаться в прохладной воде, пить вино, смешанное с водой, совершенно отказавшись от употребления чистого вина, носить тонкое шелковое или хлопчатобумажное платье, жи

Сезон роста [растений].
80 [Рекомендуется] сладкая, легкая, маслянистая и освежающая пища: 81 мед, 82 рис, 83 говядина. 84 Избегать солнца. 85 Купаться в прохладной воде.

Все продукты питания делятся на пять категорий: злаки, мясо, жиры, зелень, каши.
  Злаки включают в себя растения с зернами в шелухе (зерновые, рис. 3-11), с зернами в стручках (

Лекарственные компоненты разряда драгоценностей.
Перечисляя вещества, входящие в этот разряд, автор трактата наряду с названием дает краткие характеристики, включающие описание внешнего вида, указание местонахождения, оценку качества как лекарств

К ним относятся
отвар мяса, масла, крепкого цяна и старого сахарного тростника, отвар трех сочных бараньих костей (лодыжки, копчика и отростка лопатки), "три плода" и "пять корней&

Соблюдение установлений.
Эти установления включают: "шесть воззрений", утверждающих необходимость взирать на своего учителя, как на самого Будду; воспринимать наставления учителя, как наставления риши -

Деятельность лекаря можно подразделить на общую и особую.
Общая деятельность лекаря суть врачевание. Установив болезнь, предвидя ее течение и исход, лекарь, подобно трубящему в раковину, во всеуслышание сообщает об этом, утвержда

ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ ТОЧЕК ПРИЖИГАНИЯ, УКАЛЫВАНИЯ И КРОВОПУСКАНИЯ К ГЛАВАМ 1-92
Главы 1-92 На листе приведена - вид сзади - сводная схема точек кровопускания, прижигания, или термических процедур, и укалывания.   Кровопу

Корнем внутренних заболеваний является несварение желудка, в результате чего могут возникать длительные изнурительные болезни.
Само несварение проистекает от ослабления соответствующих токов "флегмы", "желчи" и "пневмы", обеспечивающих процесс пищеварения, в результате чего пища недостаточно и

Дополнительная тантра
Чтобы поведать содержание четвертой, завершающей книги науки врачевания, Верховный целитель снова погрузился в глубокую медитацию, которая носила название "Самадхи отсутствия препятствий». Вой

Время обследования пульса.
Обследование пульса должно производиться натощак на рассвете, пока лучи солнца еще не пали на землю, но достаточно светло, чтобы различить линии на ладони. Дело в том, что с восходом солнц

Сила нажатия при пульсовой диагностике.
Следует сообразовывать силу нажатия пальцев "цен", "кён" и "цяк" с тол­щиной мышечного слоя над обследуемым сосудом так, чтобы каждый палец ясно чув­ствовал пульсовую

Пульсы четырех сезонов и пяти стихий.
Пульсовая диагностика тесно связана с астрологией, с учением о пяти стихиях, являющих собой некие токи космической энергии, передающие воздействие пла­нет солнечной системы на человеческий организм

Семь удивительных пульсов.
Семью удивительными пульсами называются семь видов гадания по пульсу. Эти семь видов гадания включают в себя: гадание на дела семейные, гадание на гостя, гадание на врага

Первый вид гада­ния
Первый вид гада­ния - гадание на дела семейные производится по пульсу главы семьи (рода). Это гадание может производиться как по пульсу лучевой артерии (рис. 38-52), так и по пульс

Второй вид гада­ния
Это гадание дополняется гаданием на успех или неуспех в делах 3, которое производится как по пульсам внутренних органов вне зависимости от сезона года, так и исходя из позиций пульсов от

Третье гадание - гадание на врага.
При этом гадании соответствующие предсказа­ния могут делаться исходя либо из резкого усиления биения пульса того или иного вну­треннего органа, вне зависимости от сезона года (рис. 99-109), либо со

Четвертое гадание.
Четвертое гадание, или гадание на достаток (бо­гатство), производится по пульсу хозяина имущества, то есть главы семьи (рода). Это гадание осуществляется по пульсам внутренних орга

Пятый вид гадания.
Пятый вид гадания - гадание на демонов (злых духов). Тибетцы населяли мир огром­ным количеством сверхъестественных существ, якобы обитавших в лесах, на горах, в пещерах, скалах, по

Пятый вид гадания
На листе проиллюстрирован пятый вид гадания - гадание на демонов из положения 8 пульсовой диагностики. Закончив перечисление злых духов, о которых сигнализирует де

Пятый вид гадания (продолжение).
Если в пульсе легких, находящихся под воздействием стихии "металл", возникли дефектные биения, это означает, что злыми духами, присущими в это время "материнскому&qu

Шестое гадание.
Шестое гадание под названием "Стихии "огонь" и "вода" меняются местами2 "Подобно тому как стихии "огонь" и "вода" меняю

Интерпретация биений "друже­ственного пульса" (пульса селезенки).
Сильно бьется пульс селезенки - пища и лекарст­ва полезны для больного мужа, а слабое биение пульса селезенки говорит об обрат­ном; некомплектный пульс селезенки предвещает кончин

Интерпретация биений "дружественного пульса" (пульса сердца).
Энергичное биение пульса сердца - пища и лекарства приносят пользу, то есть подходят для больной жены; слабый пульс сердца говорит о неподходящей пище и непо­дходящем лекарстве; н

Определение состояния здоровья по количеству ударов пульса
"Определение состояния здоровья по количеству ударов пульса" иллюстрируется на листе в той его части, где интерпретируются некомплектные пульсы тех или иных внутренних органов здорового ч

Специфические пульсы.
Определение болезни по специфическим пульсам произво­дится в два приема. Сначала по характеру пульса в целом выясняется тип болезни. Затем путем обследования конкретных пульсов вн

Определение по пульсам местонахождения заболевания.
По пульсам под пальцами "цен" на правой и левой руках лекарь выявляет заболевания сердца, легких и другие болезни верхней части туловища; по пульсам под пальцами "кён"

Меняющийся пульс.
Здесь прежде всего имеются в виду некоторые дополнительные изменения в характере основного пульса, уже самого по себе говорящего о наличии того или иного типа заболевания. Так, на грядущую смерть п

Останавливающийся пульс.
Остановки или паузы в биении пульса могут иметь тро­якое истолкование: свидетельствовать о заболевании - так называемые "паузы болез­ни"; свидетельствовать о воздействии на пациента злых

Моча здорового человека.
Только что сданная, еще горячая моча здорового человека имеет цвет растопленного ячьего масла, она пахучая, обладает испарением средней интенсивности и средней длительности, ее пузыри средних разме

Моча больного.
Обследование делится на три этапа: обследование горячей, только что сданной мочи; обследование остывающей мочи; обследование холодной мочи. Обследование горячей мочи включает обследование

Испарение мочи.
Очень интенсивное испарение указывает на болезнь "распростра­нившийся жар"; небольшое, но длительное испарение - на болезни "скрытого жара", или "застарелого жара&

Пузыри на моче.
Зеленоватые пузыри размером с глаз хайныка указывают на болезни "пневмы"; т акие же пузыри, но темного цвета указывают на то, что болезнь "соз­рела"; небольшие

Обследование остывшей мочи.
На этой стадии обследования все внимание уделяется взвешенной субстанции, или взвеси. Эта взвесь представляет собой подобие шерстинок, волосков или пылинок, не являющихся сообствен

Обследование холодной мочи.
Здесь главное внимание уделяется пленке, появля­ющейся на моче, подобно пенке, возникающей на молоке. Редкая консистенция пленки указывает на болезни холода; плот

Система обследования мочи из трактата "Лунный царь".
Следующая система обследования мочи, схематически показанная на верхнем круге сле­ва, приведена из сочинения "Лунный царь". Эта система связана с китайской методикой гадания по восьми три

Система обследования мочи пандита Джинамитры
Далее кратко излагается система обследования мочи, а точнее, система гадания по моче как здорового, так и больного человека, предложенная великим пандитом Джинамитрой. При таком гадании учитываются

Система обследования мочи поведанная Ютхокпе Старшему великой дакини Лэкьи Ванмо.
За системой Джинамитры следует описание системы обследования мочи, о которой, как гласит предание, поведала Ютхокпе Старшему великая дакиня Лэкьи Ванмо (рис. 69). Здесь поверхность мочи в

Показания.
Масляное лечение делится на наружное и внутреннее. При наружном лече­нии те или иные масла втираются в кожу в месте поражения накожной болезнью, в голову - при заболеваниях головы и т. д. При внутр

Противопоказания.
Масляное лечение противопоказано: при уменьшении "огненной теплоты", несварении, поносе, чесотке, ревматизме, рвоте и тому подобном (

Показания.
К очищению прославлением следует прибе­гать при "созревших" заразных заболеваниях, заболеваниях, вызванных смятением трех физиологических энергий при "созр

В целом оно противопоказано
для людей преклонного возраста, для пациентов с истощением компонентов тела или одержимых злыми духами, для беременных, для страдающих ослаблением "огненной

Показания.
Очищение рвотным рекомендуется при несварении и врожденных твердых опухо­лях, при образовании "железной грязи" (то есть при переполнении желудка слизью),

Противопоказания.
Однако введение лекарств через нос противопоказано при "свежем" заразном заболева­нии, при только что полученном ранении в голову, при опьянении алкогольными на

Показания.
Очищение мягкой клизмой "цямцзи", что буквально значит "нежное лекарство", рекомендуется при наличии у пациента твердых опухолей, вызванных "пневмой",

Противопоказания.
Клизма "цямцзи" противопоказана при водянке и ее разновидностях, при отсутствии аппетита, при отравлениях и болезни печени, при жаре в кишечни

Показания.
Заболевания, при которых показана клизма "нируха", делятся на две группы: общие и специфические. К общимзаболеваниям относятся ранения в нижнюю часть туловища,

Противопоказания.
"Очищение сосудов" противопоказано при истощении компонентов тела, а также для стариков, для одержимых демоном, для беременных, при болезнях &

Показания.
Процедура очищения сосудов рекомендуется для женщин, утративших способность к деторождению, при невыхождении мертвого плода из матки, при появлении в матке твердых опухол

Показания.
Кровопускание в основном производится при болезнях жара, вызванных кровью или "желчью". Так, отворение крови показано больным, страдающим "болезнью жара, рассеянного в крове

Противопоказания.
Что же касается противопоказаний к кровопусканиям, то они в целом не рекоменду­ются при заболеваниях, вызванных расстройством "пневмы" или "флегмы".

Нельзя спешить с кровопусканием
при болезнях жара в том случае, когда больная кровь не отделена от здоровой, при "несозревшем" жаре заразного заболевания, при "пустом жаре", при отра

КРАТКОЕ СОДЕРАНИЕ ГЛАВЫ 21 (ПРОДОЛЖЕНИЕ), ИЛЛЮСТPИPУЕМОЙ НА ЛИСТЕ
  На листе показаны точки термических процедур передней стороны тела согласно извле­чению из сочинения "Лунный царь", приведенному в главе 21 трактата "Голубой бе­рилл&

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги