О ФЕНОМЕНЕ «ГОЛОГО КОРОЛЯ» В МЕДИЦИНЕ

Многим с детства помнится сказка о голом короле, неприглядный вид которого создавала и поддерживала его свита. Нечто аналогичное происходит сегодня с некоторыми этическими комитетами в медицине. Называясь «этическими», многие из них принимают такие рекомендации, которые имеют к морали весьма сомнительное отношение.

Феномен «голого короля», или аморальности рекомендаций этических комитетов, наиболее полно раскрывает себя на примере этических документов Международной федерации акушеров-гинекологов (МФАГ) за 1988-2006 годы.

В качестве доказательства нашего тезиса сравним две позиции.

Первая – это позиция Ницше в работе «Сумерки кумиров». В 36-м фрагменте «Мораль для врачей» Ницше утверждает: «Больной – паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить. Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер, после того как потерян смысл жизни, право на жизнь, должно бы вызывать глубокое презрение общества. Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении – не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту... Создать новую ответственность, ответственность врача, для всех случаев, где высший интерес к жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни, – например, для права на зачатие, для права быть рожденным, для права жить...»[68]

Вторая – это позиция этического комитета МФАГ (FIGO), который считает, что прерывание беременности «по причине тяжелых дефектов плода признается этически оправданным»[69].

Имеют ли отношение к морали подобные рекомендации?