Болезнь как проявление природы падшего человечества и искупительная жертва

Пришествие Спасителя, Его слово и дело обнаруживают сущность болезни человеческого рода как «проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества». Наша несовершенность, смертность – следствие грехопадения. Болезни – это естественное и неизбежное проявление греховности, свойство человеческой природы. Болезненность – это наследуемое от Адама и Евы состояние каждого человека, наша сущностная генетическая характеристика. Кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов 14, 4).

В медицине есть диагноз – «практически здоров», но диагноза «теоретически здоров» – нет. Ибо теоретически, то есть с точки зрения объяснения фундаментальных оснований болезни, греховность, болезненность и смертность – это признаки человеческого рода, то, что объединяет и составляет природу всех людей. Непослушанием одного человека сделались многие грешными (Рим 5, 19). «Православное богословие в отличие от западного христианства грехопадение осмысливает прежде всего как болезнь, а не как юридическое состояние. Дело не в гневе Божием на преступление человека. Дело в болезни самого человека. И Бог делает все, чтобы изменить человека (а не просто снять с него "судимость", юридически помиловать его). Но нельзя менять человека без его на то свободного согласия. Христос принес нам возможность преображения. От личного же выбора каждого человека и каждого сообщества людей зависит, будет ли действенен Крест Христов в нас или нет», – свидетельствует Святейший Патриарх Алексий II[21].

Болезнь – одно из свойств человеческой природы, которое по своей сущности не зависит и не создается нами. Человек, как правило, осознает болезнь как недолжное, нежелательное, как свое противоестественное состояние, хотя нет ничего более естественного для человеческой природы, чем болезнь. Болезнь – не только нежелательное, но и независимое от воли человека его же состояние. Он ее обнаруживает в себе и вне себя, как правило, не ожидая и не желая. Поэтому ее назначение или предназначение, как правило, скрыто от человека. Раскрыть ее предназначение для каждого человека – важнейшее средство исцеления. «Болезнь не только явление физиологическое, но и духовное испытание человека»[22]. Духовное испытание – это и есть постижение сущности своей болезни как проявления природы падшего человечества и «искупительной жертвы», то есть необходимого условия для ее преображения, изменения и преобразования.