Реформы и дискуссии V и VI года

Меры, принятые 14 фримера, были далеки от решения всех поставленных

проблем. Открывая Школы здоровья для публики, предполагалось привлечь туда

достаточно образованных офицеров здравоохранения и уничтожить, благодаря

эффекту свободной конкуренции, знахарей и врачей-самоучек. Не уда-

1 Ibid..p.l.

2 Ibid.. p. 1--2.

 

лось ничего: слишком малое число Школ, отсутствие экзаменов

(исключением были ученики-стипендиаты) воспрепятствовали формированию

квалифицированных медицинских кадров;

четыре раза -- 13 мессидора года IV, 22 брюмера и 4 фримера года V и 24 нивоза года VI -- Директория была вынуждена напоминать Собранию о разрушениях, вызванных свободной медицинской практикой, плохим образованием практических врачей, отсутствием эффективного законодательства. Итак, нужно было разом найти систему контроля по отношению к врачам, появившимся после Революции, усилить строгость и влияние новых Школ, расширить набор в них.

С другой стороны, образование, даваемое Школами, само по себе являлось

поводом для критики. Программа в ее предельной широте была претенциозна,

хотя обучение длилось, как и при старом режиме, лишь три года: «Кто слишком

много требует, не получает ничего»1. Между разнообразными курсами не было

никакой связи: так в парижской Школе, с одной стороны, изучали клиническую

медицину симптомов и знаков, тогда как Дубле в курсе внутренней патологии

преподавал более традиционную типологическую медицину (наиболее общие

причины, затем «общие феномены, природа и характер каждого класса болезней и

их основные группы»; он повторял «все то же самое обсуждение видов и

типов»)2. Что касается клиники, она не обладала, без сомнения, созидательной

ценностью, которую ожидали: слишком много студентов, а также слишком много

больных. «Быстро передвигаясь по залу, произносили в конце этой пробежки два

слова, удаляясь затем с поспешностью—и это то, что называется обучением

клинике

1 Baraillon, Rapports au Conceil des Cinq-Cents (6 germinal an VI), p. 2. 2 Plan general de 1'enseignement dans l'Ecole de Sante de Paris (Paris, an III), p. 31.

внутренних болезней. В больших больницах обычно наблюдали много больных, но слишком мало болезней»1.

Наконец, сопровождаясь всеми этими сетованиями и увеличивая число недовольных, с большими усилиями была восстановлена медицинская профессия, определяемая компетентностью и защищенная законом. Медицинские общества, исчезнувшие вместе с Университетом в августе 1792 года, были восстановлены вскоре после закона от 14 фримера. Сначала это было Общество здоровья, основанное 2 жерминаля IV года Деженеттом, Лафиссом, Бернаром Пеллетье и Лавейлем. В принципе, оно предполагало быть лишь органом свободной и нейтральной информации: быстрая передача наблюдений и опыта, знание, способствующее развитию всех, кто занимается искусством врачевания—нечто вроде большой клиники в масштабе нации, где будут стоять лишь вопросы наблюдения и практики:

«медицина» провозглашает первый проспект общества, «основанного на

правилах, единственным основанием которых может быть опыт. Чтобы собрать их,

необходимо содействие наблюдателей. Так, многие области медицины зачахли

после разрушения научных обществ. Но они окрепнут и вновь расцветут под

сенью законного правительства, которое может лишь с удовлетворением взирать,

как образуются общества наблюдателей-практиков»2. В этом духе Общество,

убежденное, «что полная изоляция кого-либо противоречит интересам

человечества»3 публикует Периодический сборник, вскоре дублированный

другим, посвященным зарубежной ме-

1 Мнение de J.-Fr. Baraillon, seance de 1'Assemblee des Cinq-Sents (17 germinal an VI), p. 4.

2 Проспект, сопровождавший первый выпуск Recueil periodique de la Societe de Sante de Paris.

3 Recueil periodique, I, p. 3.

дицинской литературе. Но очень скоро этот источник универсальной информации объявил о том, что и было без сомнения его истинной заботой: снова объединить тех врачей, чья компетенция была подтверждена обычным обучением и бороться за то, чтобы снова были определены границы свободной медицинской практики, «чтобы не было позволительным скрыть в истории воспоминания о тех губительных моментах, когда нечестивая и варварская рука разбила во Франции алтари, посвященные культу медицины. Они исчезли, эти сословия, о древней славе которых свидетельствовали долгие успехи»1.

Движение, имевшее в большей степени значение отбора, нежели информирования,

охватывает провинцию: Общества создаются в Лионе, Нанси, Брюсселе, Бордо,

Гренобле. В том же году, 5 мессидора, другое Общество проводит свое

учредительное собрание в Париже с участием Алибера, Биша, Бретонно,

Кабаниса, Деженетта, Дюпюитрена, Фуркруа, Ларрея и Пинеля. Лучше, чем

Общества здоровья, оно представляет проявления новой медицины: нужно закрыть

двери в храм для тех, кто вошел туда незаслуженно, воспользовавшись тем, что

«с первым сигналом Революции святилище медицины, как Храм Януса2, открылось

нараспашку, и толпа ворвалась в него»3. Но столь же важно реформировать

метод обучения, который применялся в школах в году III: скороспелое и

разношерстное образование, не позволявшее врачу овладеть никаким методом

точного наблюдения и диагностики, где нужно «заменить на философское,

рациональное методическое рассуждение случайный и лег-

1 Recueil periodique. II, р. 234.

2 Храм Януса открывался во время воины и должен был быть закрытым в

мирное время (Примеч. перев.).

3 Memoires de la Societe medicate d'emulation, t.1, (an V), p.