Вмешательство Кабаниса и реорганизация от IX года

В хронологическом порядке Кабанис предложил свой проект по поводу

медицинской полиции в промежутке между проектом Барайона и дискуссией

Вандемьера со старейшинами от 4 мессидора VI года. На самом деле, этот текст

принадлежал уже другой эпохе. Он отмечает момент, когда Идеология начинает

занимать активное и зачастую определяющее место в политическом и социальном

переустройстве. В этой мере текст

1 Baraillon, Rapport a I 'Assamblee des Cinq-Cents sur la partie de la police qui tient a la medecine (6 germinal an VI).

2 Porcher, Opinion sur le mode provisoire d'examen pour les officier de Sante (Assemblee des Anciens) (16 vendemiaire an VI).

Кабаниса по поводу медицинской полиции по своему духу ближе к реформам Консулата и современной ему полемике. Если он хочет определить условия практического решения, то пытается, главным образом, дать в основных чертах теорию медицинской профессии.

Непосредственно и на практическом уровне Кабанис определяет судьбу двух проблем: проблему офицеров здравоохранения и проблему экзаменов.

Старшие офицеры здравоохранения могут быть допущены к практике без

новых формальностей; другие, напротив, должны сдать специально

предназначенный для них экзамен. Он ограничится «фундаментальными знаниями

искусства врачевания и, в особенности, тем, что касается его практического

применения». Что касается обычного медицинского обучения, оно должно быть

санкционировано экзаменом, состоящим из письменного, устного испытания и

«упражнений по анатомии, хирургии и клинической медицине как внутренних, так

и внешних болезней». Однажды установленные критерии компетенции позволят

выбрать тех, кому можно безопасно доверить жизнь людей. Медицина в таком

случае станет закрытой профессией: «Все лица, которые будут практиковать в

медицине, не сдав экзаменов или не представ перед

специальным жюри, будут оштрафованы, и в случае повторения -- помещены в тюрьму»1 .

Суть текста касается того, что есть по своей природе медицинская профессия. Проблема заключается в том, чтобы определить ее как закрытую область и сохранить без восстановления корпоративных структур старого режима и не в формах государственного контроля, напоминающего период Конвента.

1 Cabanis, Rapport du Conseil des Cinq-Cents sur un mode provisoire de police medicale (4 messidor an VI), p. 12--18.

Кабанис различает в предпринимательстве, понимаемом в широком смысле слова, две категории объектов. Некоторые имеют такую природу, что потребители сами судят об их полезности, то есть общественного сознания достаточно для определения их ценности. Последняя же, фиксированная во мнении, является внешней по отношению к объекту: она не содержит тайн, ошибок, возможных мистификаций, так как коренится в согласии. Мысль фиксировать ценность с помощью декрета имеет не больше смысла, чем желание навязать ей внешнюю истину, настоящая цена может быть лишь свободной ценой:

«В социально хорошо урегулированном государстве свобода предпринимательства не должна встречать никаких преград, она должна быть полной, неограниченной, и, так как развитие предпринимательства может стать полезным для того, кто им занимается, лишь в той мере, в какой оно само по себе является полезным для публики, из этого следует, что общий интерес здесь в подлинном смысле слова смешивается с частным интересом».

Но существуют такие области предпринимательства, объект которых и его ценность не зависят от коллективной оценки. Либо эти объекты относятся к тем, что служат фиксации рыночной стоимости других объектов (например, драгоценные металлы), либо речь идет о человеческой индивидуальности:

здесь все ошибки становятся роковыми. Так ценность объекта

предпринимательства не может быть зафиксирована консенсусом, когда он

основан на рыночных критериях, или когда его существование касается

кого-либо из членов консенсуса. В этих двух случаях объект

предпринимательства имеет непосредственно невидимую истинную ценность: она

зависит и от ошибки, и от обмана, следовательно, ее нужно измерять. Но как

дать компетентной публике инструмент измерения, который содержал

бы точную компетенцию? Необходимо, чтобы она делегировала государству контроль не за каждым произведенным объектом (что будет противоречить принципу свободной экономики), но за самим производителем; нужно проверять его способности, его моральные ценности и время от времени «истинную ценность и качество объектов, которые он продает». Необходимо таким же образом надзирать за врачами, как за золотых дел мастерами, то есть как за участниками вторичного производства, которые не производят ценности, но лечат тех, кто их производит или измеряет: «Вот почему особенно врачи, хирурги, фармацевты должны быть весьма тщательно проверены равно в отношении их знаний, способностей, моральных привычек. Это не есть стеснение предпринимательства и ни в коем случае не покушение на свободу индивида»1.

Предложение Кабаниса не было принято. Однако оно намечало в основных

направлениях решение, которое будет вскоре принято, предписывающее медицине

статус свободной и пользующейся покровительством профессии, которую она

сохраняла вплоть до XX века. Закон от 19 вентоза XI года по поводу

медицинской практики сходен с идеями Кабаниса и, в более общем виде, -- с

идеями Идеологов. Он предусматривает иерархию двух уровней в медицинском

сословии: степени доктора медицины и хирургии, присвоенной одной из шести

Школ, и степени офицера здравоохранения, которой удостаивались те, кого

Кабанис предлагал объединить в качестве временной категории. После четырех

экзаменов (анатомия и физиология, патология и нозография, медицинское дело,

гигиена и судебная медицина) доктора будут проходить испытание по клинике

внутренних или внешних болезней в зависимости от того,