Упражняться в самой практике и у постели больного—вот

1 Rapport de Fourcroy a la Conventuon, au nom des Comites de Salut public et d'lnstruction publique (7 frimaire an III), p. 6.

чему будет обучать вместо бесполезной физиологии истинное искусство врачевания «1.

Клиника, таким образом, становится основным элементом как научной связности, так и социальной полезности и политической чистоты новой организации медицины. Она является их истиной в условиях гарантированной свободы. Фуркруа предлагает, чтобы в трех госпиталях (хоспис де л'Юманите, хоспис де л'Юните и Учебный госпиталь) клиническое обучение обеспечивалось профессорами, хорошо оплачиваемыми, чтобы они могли себя этому полностью посвятить2. Публика будет широко допущена в новую Школу здоровья: так, предполагалось, что все, кто практикует без достаточного образования, сами придут пополнить свой опыт. В любом случае, в каждом районе будут выбраны ученики, «отличающиеся хорошим поведением, чистыми нравами, любовью к Республике и ненавистью к тиранам, достаточно развитой культурой и знанием некоторых наук, которые послужат предварительным условием искусства врачевания», их соберут в центральной Школе медицины, чтобы через три года они стали офицерами здравоохранения3.

Для провинции Фуркруа предусмотрел лишь специальные школы. Депутаты Юга препятствуют этому и требуют, что Монпелье также стал центральной школой.

Наконец, этого же потребовал для Страсбурга Эрман, тем более что декрет от

14 фримера предполагал создание трех медицинских Школ. Было предусмотрено

трехлетнее обучение. В Париже «класс начинающих» изучает в течение первого

семестра анатомию, физиологию, медицинскую химию, во втором—медицину,

1 Ibid., p. 9.

2 Ibid., p. 10.

3 Ibid., р. 12--13.

 

ботанику, физику. В течение всего года ученики должны будут часто посещать больницы «чтобы приобрести там привычку к наблюдению за больными и научиться общим принципам ухода за ними»1. В «классе начинающих» сначала изучалась анатомия, физиология, химия, фармация, оперативная медицина, затем медицинские предметы, внутренняя и внешняя патология. В течение этого второго года студенты «могут быть использованы для ухода за больными». Наконец, в течение последнего года повторялись предшествующие курсы, и, используя уже полученный больничный опыт, начинается клиника в собственном смысле слова. Ученики, распределенные по трем больницам, где они оставались в течение четырех месяцев, затем будут меняться. Клиника включает две части:

«У постели каждого больного профессор будет останавливаться на время, необходимое, чтобы его хорошо расспросить, надлежащим образом осмотреть. Он обратит внимание учеников на диагностические знаки и важные симптомы болезни», затем в аудитории профессор напомнит общую историю болезней, увиденных в больничных палатах, укажет на их причины, «известные, возможные и скрытые», сформулирует прогноз, определит «витальные», «лечебные» или «паллиативные» назначения2.

Эту реформу характеризует то, что новое уравновешивание медицины вокруг

клиники коррелирует в ней с теоретически расширенным обучением. В тот

момент, когда формируется практический опыт, приобретенный путем

исследования самого больного, необходимо связать частное знание с общей

системой знаний. Два первых принципа, с помощью которых новая

1 Plan general de I'enseignement dans l'Ecole de Sante de Paris (Paris, an III), p. 39. 2 Ibid., p. 39.

парижская Школа истолковывает декреты от 14 фримера, провозглашают, что она должна обучать «животной экономии, начиная с элементарной структуры неодушевленных тел вплоть до наиболее сложных феноменов организмов и их взаимодействия» и постараться показать, в каких отношениях находятся простые живые существа со всеми сложными1. С другой стороны, это расширение приводит медицину в соприкосновение со всей серией проблем и практических требований. Освещая единство человеческого существа материальными условиями существования, она покажет как «можно сохранить надолго существование, настолько свободное от болезни, что позволяет человеку поверить в него»; она продемонстрирует «точку соприкосновения, из которой искусство врачевания снова возвращается в гражданские отношения»2. Клиническая медицина, таким образом -- это не медицина, обращенная к первому уровню эмпиризма и старающаяся с помощью методического скептицизма свести все свои знания, свою педагогику к единственной констатации видимого. Медицина в это первое время не называла себя клиникой без определения себя одновременно как множественного знания о природе и познании человека в обществе.