Распространенные предубеждения

Первое и старейшее предубеждение заключается в представлении о том, что шизофрения будто бы раз-


г



ШИЗОФРЕНИИ


ЧТО ТАКОЕ ШИЗОФРЕНИИ?



 


I


вивается на фоне разрушения мозговой субстанции и приводит к разновидности преждевременного слабо­умия (подобного старческому). С этим предубеждени­ем связано все еще широко распространенное, но ложное представление о неизлечимости шизофрен-ных заболеваний.

Ложное представление о том, что больные шизофренией из-за неизлечимого болезненно­го процесса в мозге постепенно теряют разум, создается наблюдением за особенно тяжелыми, замкнутыми больными. Но тот, у кого достаточ­но терпения, или тот, кто длительное время про­живает совместно с больным, иногда наблюдает такие проявления и поступки, на которые счи­тал больного уже не способным.

Так, в 1951 году в Канзасе при прорыве плотины хро­нические больные шизофренией, к тому времени бо­лее 20 лет находившиеся в клинике Менинген, не только помогали грузить и укладывать мешки с песком, но так­же принимали участие в решении вопроса о том, как и где лучше поставить преграды потоку. До того момента замкнутые и молчаливые, они в течение нескольких дней проявляли инициативу. После того как опасность миновала, они вернулись к своему прежнему поведе­нию, и их состояние снова характеризовалось замкну­тостью.

Склонность больных шизофренией к возврату в прежнее состояние или их негативные установки, выявляемые, в частности, при обследовании с помо­щью тестов, ни в коем случае не должны быть истол­кованы как общая утрата умственных способностей. В целом больные шизофренией скорее «сверхчувстви­тельны» и «сверхосмотрительны». Они руководству-


ются «иной» логикой, которая нами воспринимается как противоречивая. Эта логика нужна им, чтобы вы­разить свои необычные переживания. Только в самых тяжелых болезненных состояниях временами может на­ступать полный разрыв связей между мыслями и пе­реживаниями больного.

Второе предубеждение заключается в суждении, противоположном первому. В противовес представле­нию о преждевременно наступающем слабоумии у больных шизофренией утверждается, что это заболе­вание приводит к возврату в детство. При психологи­ческом обследовании больных выявляются особенно­сти, свойственные детям раннего возраста. Здесь речь идет, скорее всего, об извращенном толковании пси­хоаналитической теории.

Больные шизофренией не мыслят как малень­кие дети и не чувствуют как они.

Правда, у больных, как и у детей, магические пред­ставления могут определять их мысли и поступки. Но наряду с магическим мышлением сохраняется способ­ность к мышлению, соответствующему возрасту.

Больные шизофренией при определенных обстоятель­ствах могут прибегать к детской аргументации: луна якобы преследует их, так как следует на ними по пя­там.

В другое время те же больные способны решать слож­ные абстрактные задачи — например, математические — или излагать представления о траектории движения Луны вокруг Земли, т. е. обращаться к проблемам, не­доступным детям.

Третье предубеждение заключается в том, что в больных видят «первобытных» людей, которые спо-


г


 

ШИЗОФРЕНИИ

собны переживать нереальные страдания. Это преду­беждение заключает в себе аспекты двух предьщущих (разрушение интеллектуального контроля, потеря на­выков, полученных в результате воспитания), но в то же время устанавливает связь между шизофрениями и так называемыми «примитивными культурами». Если развитие первобытных племен, каким оно представ­ляется в современной авангардистской литературе нашего столетия, оценивается позитивно, то шизоф­рении рассматриваются как высвобождение от при­нуждения и морали, как возврат к «первобытной» жизни, основанной на чувственности, что на самом деле отнюдь не характерно для первобытных племен. При отрицательной, морализирующей оценке «пер­вобытной» жизни больные шизофренией рассматрива­ются как жертвы своих страстей, как устрашающие при­меры последствий неконтролируемых влечений. Правильнее будет сказать, что при определенных ши-зофренных состояниях (но далеко не при всех) можно говорить об отходе от принятых социальных норм.

Одна больная рассказывала: «Летом я была задержана полицией, когда вброд переходила Зиль (река в районе Цюриха). Я ни за что не хотела назвать своего имени. В то же время я хотела доставить неприятности г-ну С. Поэтому решилась, совершенно не веря в это, утверж­дать, что он является моим мужем». Пациентка добав­ляет, что на этот раз во время психоза с удовольствием переживала ситуацию, которую теперь оценивает как крайне неприятную. При этом ее «тогдашнее одичание было разыграно не без намерения и расчета». При рас­сказе о своих переживаниях во время психоза больная использовала литературную форму изложения с целью привлечь внимание слушателей.

В последнее время это третье предубеждение свя­зывают с представлением о том, что шизофрении воз-


 

ЧТО ТАКОЕ ШИЗОФРЕНИИ?

никают под влиянием неограниченного приема ле­карств, т. к. известно, что лекарственные препараты могут иногда явиться причиной психотического со­стояния.

Даже при условии, что эта ложная предпосылка бу­дет «вывернута наизнанку», т. е. будет принято пред­ставление об особой одухотворенности больных ши­зофренией, то и это не всегда окажется правильным, хотя можно утверждать, что шизофрении чаще всего свя­заны с потерей чувственности и радости жизни, а не с триумфом и радостями ума. Больные шизофренией иногда прибегают к лекарствам и алкоголю, чтобы улуч­шить самочувствие и забыть о своих переживаниях.

Как показали обследования больших групп населения, больные шизофренией представляют общественную опасность не чаще, чем все дру­гие люди, вопреки бытующему мнению о том, что они являются жертвами своих страстей. В большинстве больные шизофренией более пас­сивны, чем здоровые.

Четвертое предубеждение возникло относительно недавно, но уже получило широкое распространение. В отличие от изложенных выше, оно не пытается об­наружить у заболевших какую-то особенность (напри­мер, инфантильность или жертвенность), а стремит­ся увидеть в симптомах шизофрении нечто само собой разумеющееся, отрицая любые проблемы, связанные с болезнью, и рассматривает шизофрении как искус­ственный продукт психиатрии. Только одно описание шизофренного заболевания якобы делает людей, об­ладающих «даром предвидения», носителями симп­томов приписываемой им картины заболевания.


I



ШИЗОФРЕНИИ


ЧТО ТАКОЕ ШИЗОФРЕНИИ?



 


Это предубеждение исходит из представления о волшебстве слов, которые придают особую силу на­званию заболевания. Одновременно оно обезоружи­вает больного шизофренией, рассматривая его как без­защитную жертву врачебного произвола. Отрицание заболевания превращается в свою противополож­ность — в современный вариант нетерпимости к жиз­ненному явлению, которого не должно быть, хотя оно возникает без содействия медиков, этих «богов в бе­лом».

Несомненно, диагноз «шизофрения» является тя­желым. Однако путь дискуссии о проблемах, обозна­ченных как «шизофренные», исключает применение каких-либо вспомогательных толкований. К тому же невозможно вызвать шизофрению путем ее предска­зания (например, на основании определенных черт характера).

Все попытки предсказать заболевание шизоф­ренией конкретного человека тщетны.

Шизофренное заболевание может быть диагнос-цировано только тогда, когда личность оказывается измененной в результате психоза, т. е. тогда, когда выс­казывания и поступки больного изменились так силь­но, что это становится очевидно для непрофессиона­ла и воспринимается как фактор, обусловленный болезнью.

Если пациенты с шизофреноподобными измене­ниями диагносцируются не как больные шизофре­нией, а, например, как страдающие «неврозами» или «эпизодическими приступами» (без дополнительного уточнения их характера), то окончательный диагноз шизофрении может быть установлен только в тех слу-


чаях, когда со временем не наступает благоприятного поворота, как у тех, кто ранее был диагносцирован как страдающий шизофренией. В противоположность этому, правильная постановка диагноза позволяет своевременно начать целенаправленное лечение и тем самым открывает лучшие возможности для излечения.