О соотношении практической медицины и народного здравоохранения

В этой связи существенно, что абстрактный (или полевой) предмет деятельности и практика информационно-энергетических воздействий складывались на протяжении долгих веков. С одной стороны, это было искусство оздоровления и безлекарственного лечения с помощью естественных жизненных сил, возможностей организма больного и сознания целителя, а с другой – национальная, а значит – народная медицина, в основе которой лежали и лежат до сих пор представления о здоровом образе жизни и о высоких требованиях к личной и психофизической культуре человека, а главное – о духовной принадлежности личности целителя и методов его работы (белая и чёрная магия и маги) Конечно, по степени законченности всех этих представлений и по форме и теоретическому описанию всё это пока не имеет практически ничего общего с настоящей наукой, если за её образец брать современную (неклассическую) физику.

С другой стороны, – на языке методологии современной физической науки можно сказать, что предметом учёта в современном здравоохранении являются только «классические переменные», то есть – непосредственно наблюдаемые более или менее значительные отклонения от того, что называется усредненной «нормой» или «идеальным здоровьем» (это – методологические аналоги «абсолютного эфира»), а не полевые, энергетические, которые непосредственно не наблюдаются в опыте и потому по определению являются экстрасенсорными характеристиками здоровья человека.

Надо думать, что именно этой приверженностью медицины к очевидности проявлений болезней на фоне умозрительных представлений об идеальной «норме» объясняется упомянутое выше историческое недоразумение – хроническое запаздывание медицины по отношению к заболеваемости. Действительно, – как иначе можно диагностировать болезнь, если не допустить ее развития до такой степени, чтобы ее проявления можно было уже наблюдать со стороны с помощью органов чувств постороннего наблюдателя (врача) или физических приборов? Это – основной недостаток, если не порок медицины как профессионального и социального института охраны здоровья человека, главный признак ее собственного хронического нездоровья, от которого она должна избавиться на пороге ХХI века и оставить его в дочеловеческом прошлом вместе с последним.

Чтобы соответствовать духу гуманизма и высшей цели общественного развития в полной мере, нужно очеловечить теорию, практику и основы здравоохранения, для чего изменить предмет основной деятельности в данной области и переключить внимание с уже наблюдаемых в практике болезней и страданий человека на его здоровье, притом раскрыть причинно-силовой, энергетический (или полевой) смысл этого понятия.

Самый простой путь для этого – связать воедино, точнее, в единую картину наработки европейской и восточной медицины, понимая первую как носителя классических, а вторую – неклассических представлений о здоровье человека.

В общем смысле медицина, как и современная физика, должна преобразоваться в методологическом отношении в неклассическую отрасль науки и практики и прежде всего – отказаться от оперирования догматическим определением здоровья как идеала, эталона и т.п., а рассматривать его как самостоятельную полевую реальность, кроющуюся за внешней стороной тела и жизни человека, или иначе, – как некое однозначно неопределенное средоточие (или взаимодействие) сил жизни и сил смерти, которые, как и прочие энергетические поля, действуют во всей природе и по отношению ко всем живым объектам. Тем самым в теоретический и практический актив современной науки и практики должны войти не только непосредственно наблюдаемые факты, явления и величины, но и те невидимые силы, от которых они зависят.

Так называемая «жизненная энергия» – это реальная сила, от которой как от ненаблюдаемой в чувственном опыте, не измеряемой пока с помощью физических приборов и потому совершенно пустой выдумки вот уже очень давно отмахивается классическая по духу медицинская наука. «Свято место пусто не бывает», и рядом с этим методологическим целомудрием и даже тупостью столпов классической медицинской науки, просто как бельмо на глазу у официальной и ортодоксальной медицины, во всех европейских странах веками существуют в различных вариантах и практикуют разные знахари, колдуны, используется магнетизм и экстрасенсорика, белая и черная магии, прочие психофизические «аномалии» и так называемые чудеса.

Вот было бы интересно, если бы в современной физике кто-нибудь попробовал бы отмахнуться от представлений о физическом вакууме как о «вместилище» разных сил и физических полей, руководствуясь, например, интуицией, симпатиями, договорённостями между специалистами или догмами классической механики, «Пустота же, вакуум-то, в нем же ничего нет и не должно быть, иначе – это не пустота!»… Или от объективно существующей неопределенности пространственно-временных координат и прочих параметров элементарных частиц, которую приходится учитывать даже в логике теоретического описания их поведения в опыте: не «есть» или «нет» элементарная частица в той или иной «точке» пространства и времени, а некоторые вероятности того, что она там и «есть», и «нет» одновременно…

В современной физике, особенно – в экспериментальной к этой неопределенности давно привыкли, поскольку на неё натыкаются в каждом и любом эксперименте по исследованию атомных объектов. Революция в физической науке началась с понимания этого объективного факта и с конца прошлого века произвела соответствующие изменения не только в структуре науки и практики, но и в философии и мышлении физиков. Однако, было и в ней упомянутое выше время, когда классическая доктрина, догмы и наукообразные дефиниции были не просто такими положениями, которые принимала научная общественность, но и считались единственно правильными по сути и содержанию. Недопонимание реального положения вещей и недоразумение принимались и выдавались за истину.

Можно предполагать, что совершенно нормальная методологическая революция ожидает в ближайшее время медицину, притом в большей мере – европейскую, поскольку в понятие ее предмета и в ее методологический арсенал должны будут войти адаптированные представления о жизненной энергии, возникшие и частично отработанные в безлекарственной восточной медицине. С другой стороны, попытка создания целостных представлений о здоровье человека путем объединения базовых представлений европейской медико-биологической науки и основ восточной медицины не может не породить нечто новое в конечном итоге.