Е.Н. Бурак ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ, ДЕОНТОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В ПРОЦЕССЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Деонтологическая подготовка будущих врачей теснейшим образом связана с изучением ими практической и специальной психологии. Что касается специ­альной психологии, то тут все понятно. Взаимоотношение врача с пациентом, у которого есть нарушения в психике, требует специальных знаний по психоло­гии таких больных.

Однако деонтология включает в себя не только взаимоотношение врач-пациент, но также взаимоотношение между всеми участниками лечебного, реа­билитационного и профилактического процессов, т.е. между врачами-коллегами и другим медперсоналом; врачами и родственниками пациента; осо­бенно между врачами, медперсоналом и больными, а также их родителями. Как правило, все эти люди нормальны с психологической точки зрения.

Вот почему знание психологии таких людей есть дело первостепенной важности, ибо умение врача общаться и вызывать доверие их порой бывает ре­шающим фактором в процессе лечения или восстановления организма.

Но в этих случаях знание по общей психологии недостаточно. Ведь знание вида темперамента или возможностей и принципа действия анализаторов мало чем может помочь врачу в общении с контрагентами.

Здесь важно знать, с одной стороны, стереотипы поведения, восприятия носящие личностный характер, с другой стороны, те, которые сформировались в рамках общественной психологии. Важно также знать средства преодоления негативных для лечения стереотипов: верований, предрассудков, скепсиса и т. д. Однако их преодоление возможно лишь при наличии знания и механизмов формирования подобных феноменов.

Все это подтверждает мысль о необходимости изучения в медицинских учебных заведениях не только общей, но также практической и социальной психологии, основ психоанализа, бихевиоризма, гелылтат-психологии. Эти знания весьма необходимы медперсоналу для оптимизации психологического климата в учреждении, а главное, для установления адекватных отношений с пациентами и их родственниками.

К сожалению, учебные программы медицинских вузов республики не пре-

дусматривают решение подобных задач. Правда, робкие попытки в этом на­правлении имеются в некоторых вузах.

Проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики в практической деятельности медперсонала не могут успешно решаться без прочного усвоения студентами медицинских учебных заведений основных правовых норм, преду­смотренных законодательством государств в области здравоохранения. Вот по­чему необходимо, с одной стороны, упорядочить нормативную базу в этом ра­курсе с учетом сложившейся практики здравоохранения в новых условиях, с другой стороны, обеспечить получение и усвоение знаний медицинского права студеными медицинских вузов.

Проводимые в МГМИ социологические исследования в этом направлении показали, что студенты МГМИ преимущественно не имеют упорядоченных знаний ни по одной из вышеперечисленных дисциплин: ни по деонтологии и врачебной этике, ни по практической психологии, ни по медицинскому праву, не говоря уже о психоанализе, гельштат-психологии. бихевиоризме.

Деонтологическая подготовка студентов медицинских учебных заведений — важнейшая государственная задача, решение которой существенно повлияет на процесс оптимизации работы в области здравоохранения. Вот почему созда­ние в медицинских вузах системы такой подготовки является сегодня одной из актуальнейших проблем здравоохранения. Эта система должна опираться на триединую основу — деонтологию, психологию, медицинское 'право и всемер­но поддерживаться государством.

Л.Ф. Кузнецова

МЕЖДИС1ЩПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ БИОЭТИКИ

Осмысление современных тенденций функционирования и развития науч­ного знания все чаще связывается с констатацией факта усиления взаимодейст­вия различных научных дисциплин. При этом интегративные тенденции каса­ются не только взаимосвязи, существующей между естественными и техниче­скими науками, но и взаимосвязи между естественными и гуманитарными нау­ками. Подобная ситуация является относительно новой для науки второй поло­вины 20 века и предполагает специальный методологический анализ. В куль­турном пространстве современной науки появились реальные основания взаи­мосвязи естественнонаучного и гуманитарного знания. К ним можно отнести онтологические, методологические и аксиологические основания. Онтологиче­ским основанием междисциплинарного синтеза знания, в том числе и основа­нием преодоления демаркации между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием, является рассмотрение наукой особых типов объектов, носящих системный, эволюционный характер и включающих в качестве неотъ-

емлемого компонента человека Для изучения таких объектов требуется выра­ботка особых методов исследования, носящих общенаучный характер. Подоб­ная универсализация методов может быть рассмотрена также в качестве мето­дологического основания междисциплинарного синтеза знания. При изучении сложных, человекоразмерных объектов особую роль играет знание «запретов» на некоторые стратегии исследования. Этот аспект оказывается связанным с включением гуманистических ориентации внутрь развивающегося знания (ак­сиологические основания).

Междисциплинарный синтез все чаще рассматривается как один из важ­нейших аспектов возникновения нового научного знания и может быть пред­ставлен как такая форма взаимодействия научных дисциплин, при которой ре­зультаты, полученные в одной отрасли знания, включаются в качестве предпо­сылок производства знаний в другой дисциплине. Особую роль в процессе междисциплинарного синтеза знания начинает играть биологическое знание. Речь в данном случае идет о таком взаимодействии биологического и социогу-манитарного знания, которое может повлиять на изменение в целом стратегии научного исследования и становление новых научных направлений. Биологиче­ское знание имеет достаточно много точек соприкосновения с социогуманитар-ным знанием. Эта общность обнаруживается, в частности, в видении объекта, в использовании общих принципов исследования, в активном обмене концепту­альными средствами.

Взаимодействие биологического и социогуманитарного знания отчетливо обнаружило себя в становлении новых междисциплинарных направлений. Од­ним из таких направлений является биоэтика. Ее становление происходило в тот период, когда в методологических исследованиях все отчетливее стала осознаваться некорректность элиминации аксиологических факторов из состава научных положений, когда критике подверглась установка на ценностную ней­тральность научного знания. Это был период критики технократического мыш­ления и появления движения за альтернативную науку. Технократическое мыш­ление было распространено и в биомедицине, где человек, как правило, рас­сматривался как объект манипулирования и экспериментирования. Такую мо­дель взаимоотношения врача и пациента Р. Витч называл технико-инженерной моделью. По существу это была та модель, которая соответствовала классиче­ской научной рациональности. Однако такой тип взаимоотношений не учитывал специфических особенностей субъекта (объекта), его активности, свободной воли и т.д. Все это потребовало выработки более адекватной модели, исходя­щей из демократических ценностей. Такими фундаментальными ценностями выступают солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистских ин­тересов (Б. Дженнингс). Становлению нового типа взаимоотношения врача и пациента способствовала разработка и систематизация основных принципов биоэтики, в число которых были включены не только принципы «не навреди», «делай добро», но и принцип уважения автономности пациента и принцип

справедливости (Т. Бичами, Дж. Чилдрес). Эта новая модель взаимоотношения врача — пациента является более адекватной характеру и уровню тех проблем, которые стоят перед биоэтикой и требуют своего разрешения (проблемы эвта­назии, трансплантологии, новые репродуктивные технологии и т.д.). Она ока­зывается также соразмерной новому типу рациональности, который укоренился в ностнеклассической науке.

С. П. Кулик

ЭВОЛЮЦИЯ ТИПОВ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНЫ

Современная техногенная цивилизация вступила в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными для науч­ного поиска. В исследованиях по методологии науки ее будущее все яснее ви­дится в гуманизации научного знания. Сегодня следует четко осознавать акту­альность и безальтернативность гуманизации медицинского познания и практи­ки. Это обусловлено, с одной стороны, глобализацией проблемы здоровья в развитии человечества и, с другой стороны, изменением типа научной рацио­нальности в конце 20 - нач. 21 века. Для понимания неизбежности такой аксио­логической компоненты в теориях и практике медицины надо иметь в виду ее собственную специфику.

Специфическим для медицинской деятельности является тот факт, что объектом и субъектом всех ее актов выступает сам человек. Причем человек здесь не просто субъект познания, он, прежде всего, индивид, лично желающий и страстно добивающийся здоровья, счастья себе и другим людям, а также должный это делать в силу своих профессиональных и социальных обязанно­стей в человеческом сообществе. На этом основании все еще многие медики до сих пор считают надуманной проблему гуманизации познания в сфере деятель­ности изначально гуманной по своему предназначению. Однако если рассмат­ривать развитие медицины в аспекте ее внутренних связей, нельзя не заметить наличия своеобразного парадокса в этом процессе. Суть его сводится к сле­дующему: предмет медицинского исследования и объяснения является одним из самых многогранных и сложных по своей объективной природе, а объясни­тельные возможности всех имевших место в истории подходов к пониманию сущности болезни и природы человека нигде не были до такой степени узкими, ограниченными и неадекватными своему объекту, как в истории медицины.

Медицина всегда была детерминирована социокультурными реалиями, а медицинское познание определялось господствующим в науке типом рацио­нальности. Так, начиная с античности, медицина как «сестра философии» дол­гое время строила свои теоретические положения на абстрактных натурфило­софских принципах. Представление о болезнях выводилось из аналогии приро­ды человека (микрокосма) природе мира (макрокосму1). Принципом истинности

для подобных концепций являлось не согласие с фактами, а логическая связь и правдоподобие в пределах определенных систем идей. Начиная с 17-18 вв., в процессе становления классического типа научной рациональности, в медицине начинает господствовать естественнонаучный стиль мышления. Природоцен-тристская установка медицины с развитием естественных наук приобретает эм­пирическую аргументацию, теряя свой выраженный философский характер. Вплоть до настоящего времени в медицине преобладает знание объектное: о клетке, липидах, тканях и т.п. (соматоцентрированная медицина). Научная ре­волюция на рубеже 19-20 вв. привела к становлению неклассической науки, ориентированной на познание развивающихся объектов и относительность по­лучаемого знания, учитывающей значимость методов, средств, приборов в по­знании. В медицине это нашло отражение в становлении новой духовной атмо­сферы в процессе дискуссий о сущности болезней: приобретает значение идея целостности организма, устанавливается понимание недостаточности сутубо натуралистического объяснения болезней, узости односторонне соматического ее содержания. Новыми моментами в развитии неклассического типа научной рациональности в медицине 20 века стали: преодоление альтернативы холизма и аналитизма, ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен­тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании болезней, уси­ление процессов дифференциации и интеграции медицинского знания.

На исходе 20 века облик медицины как формы знания и деятельности в корне изменяется. В применении достижений генной инженерии, биотехноло­гий, трансплантации органов, в определении психосоматического и социокуль­турного характера болезней и т.п. современная медицина выходит на широкий круг новых проблем, имеющих ярко выраженную мировоззренческую, нравст­венно-философскую, социально-психологическую, экономическую, политиче­скую и правовую составляющие. Понятие здоровья все больше воспринимаются в современной медицине как понятие социально-экономическое, политическое и нравственное по своем}' содержанию. Выявилась тенденция к расширению когнитивного базиса современной медицины через включение в ее теорию со­циально-гуманитарного знания. Ценностные ориентации ученого приобретают все большее значение в медицинских исследованиях. В этих условиях возраста­ет необходимость гуманизации медицинского познания и практики и тем самым зависимость медицинской теории от исследования принципов постнеклассиче-ского мышления в современной философии и методологии науки.

 

27 И.Н. Смальцер

РОЛЬ И МЕСТО ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В последнее десятилетие в связи с реализацией программы гуманизации и гуманитаризации образования, обеспечения устойчивого развития, повышения уровня образованности, духовной и нравственной культуры молодежи в меди­цинских вузах значительно расширен социально-гуманитарный блок дисцип­лин, срони которых важное место занимает этика. Она преподается студентам старших курсов и играет существенную роль в деонтологической подготовке

врача.

Поскольку гуманитарное знание не существует в обособленности, а тесно включено в практическую деятельность людей, этика взаимосвязана с другими дисциплинами, но отражает и выражает те связи и ценности, которые характе­ризуют нравственность, весьма специфические и тонкие духовные отношения между отдельными личностями, человеком и обществом. Особое значение в медицинском вузе имеет изучение взаимоотношений врач - больной, врач -врач, того основного аспекта, который составляет основу деонтологической подготовки современных молодых специалистов - врачей. Существенную роль в этом деле играет наряду с этикой в первую очередь философия и логика, ко­торые позволяют полнее и глубже раскрыть сущности и содержание основных понятий этических отношений врач - больной, врач-врач, полнее и четче наме­тить пути гармонизации этих отношений. Велико значение культурологии, ко­торая способна средствами искусства существенно облагородить этические от­ношения, особенно культуру общения врачей, и играет важную роль в совре­менном врачевании. Тесно увязана этика с социологией, политологией, истори­ей, религиоведением, правами человека — новыми дисциплинами в медицин­ском вузе, в которых раскрывается наряду с социально-политическими и исто­рическими аспектами изучаемых отношений также этический срез отношений между людьми, социальными группами, нациями и народами. В результате изу­чения этики будет усиливаться гуманистические компоненты в системе образо­вания, возрастать ее духовно-нравственной потенциал, а с ним и его положи­тельное воздействие на студентов-медиков, формируя у них высокие мораль­ные, патриотические и гражданские качества.

Велика роль этики также в актуализации и новом понимании проблем взаимоотношения науки и нравственности, природы и общества, в частности осознании экологической опасности, нависшей над человечеством, других гло­бальных проблем современности, разрешение которых требует изменения эти­ческого сознания, коэволюционного отношения к природе, активного экологи­ческого воспитания молодежи. Неоднозначна также роль и науки, научно-технического прогресса в целом, которые при всей их важности и значимости не всегда предсказуемы, приводя как к положительным, так и негативным по-

следствиям. Сегодня исключительно актуально осознание с этических позиций новых открытий и подходов в области биологии, медицины, генной инженерии, связанных с активным вторжением науки в человеческую жизнь: это проблемы пересадки органов, выведения новых пород животных и растений, искусствен­ных органов, клонирования и др. В связи с этим — каковы будут результаты этой деятельности — фундаментальная этическая проблема.

Наконец, изучение этики в медицинском вузе требует критического пере­осмысления ее преподавания, возрождения истинных ценностей этического знания и отказа от устаревших нравственных норм и предписаний.

В.Н. Наследков

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Дискуссия о статусе биомедицинской этики, ее содержании и значении обострилась в последнее время в связи с включением биоэтики в учебные пла­ны медицинских и фармацевтических вузов РФ. Некоторые философы причис­лили биоэтику к философским дисциплинам, а медики увидели в ней лишь но­вую тенденцию называть биоэтикой то, что ранее называлось медицинской эти­кой. В настоящем сообщении предпринята попытка выйти за профессиональ­ные рамки в оценках биоэтики и, основываясь на ее междисциплинарности, рассматривать ее как явление культуры. Такой культурологический подход ока­зался возможным благодаря использованию морфологической модели культуры Института Культурологии РФ (1994).

Выделяя в структуре культуры внутринаучный (этический) уровень, необ­ходимо отметить, что биоэтика послужила толчком к развитию прикладной эти­ки, которая, как известно, расширила понимание проблем морали, включив в нее в дополнение к моральным коллизиям в отдельных сферах общественной практики, глобальную ответственность за жизнь на земле. Биоэтика стала наи­более развитой и разработанной частью прикладной этики, поэтому ей придают статус самостоятельной науки.

Влияние биоэтики проявилось и на уровне связей с другими формами культуры, в частности, с наукой, со средствами массовой информации, полити­кой, философией, религией. Так, например, появилась «христианская биоэтика» со своими особенностями в католицизме и протестантизме. Католическую цер­ковь отличает пристальное внимание ко всем процессам, протекающим в био­медицине. Особенностью протестантского подхода к морально-этическим про­блемам бибмедицины является ответственный и настойчивый поиск этической истины. Протестантский принцип моральной автономии получает новое значе­ние в основополагающем принципе биомедицинской этики — уважения авто­номии пациента.

Созданные этические комитеты при лечебных учреждениях, научных цен-

трах и даже правительственных структурах развитых стран становятся своего рода проводниками идей и принципов биоэтики в другие специализированные формы культуры, вплоть до международных отношений (Конвенция Совета Ев­ропы «О правах человека и биомедицине»). В РФ возникла необходимость ко­ординировать деятельность этических комитетов и создать центральный коми­тет по биоэтике, который мог бы инициировать решение сложнейших проблем: ужесточения требований к правительству со стороны здравоохранения; внедре­ния доктрины информированного согласия в менталитет населения; смены па­терналистской модели отношений врач-пациент на контрактную модель; борь­бы в <прчне с лекарственной опасностью; обязательного контроля над испыта­нием лекарственных препаратов. Очевидно, что названные проблемы имеют ве­сомый социальный аспект, поэтому их решение с участием центрального этиче­ского комитета способствовало бы институциализации биоэтики в России и по­вышению ее социального статуса.

Особое положение приобретает биоэтика в системе медицинской культуры. Будучи генетически связанной с традиционной медицинской этикой, биоэтика становится ее новым этапом — биомедицинской этикой. Ее роль состоит не только в уходе от отживших традиций патернализма, но и в стимуляции развития новых аспектов медицинской культуры: медицинского права и медицинского менеджмента, экономики здравоохранения и медицинского образования, Фарминдустрии и совершенствования медицинской техники, медицинской антропологии и экологии. Известно и взаимодействие современной медицинской культуры с традициями народной и даже церковной медицины. Однако уровень обыденной культуры зачастую оказывается для биоэтики труднодоступным. Проблемы абортов, полового воспитания, СПИДа — проблемы не только медицинские, но и проблемы недостатка обыденной культуры. Государственный масштаб приобретает в России проблема «культуры себя» и «культуры заботы о себе». В предыдущую эпоху государство брало на себя медицинское обеспечение граждан независимо от причин нарушения их здоровья. Это снизило чувство ответственности населения и отдельных граждан за свое здоровье. Теперь государство крайне заинтересовано в том, чтобы граждане вели сознательную и ответственную жизнь.

Современная культура предъявляет к системе образования и воспитания новые требования, имеющие прямое отношение к преподаванию биоэтики. По­лагаю, что в процессе обучения нельзя ограничиваться сообщением практиче­ского, исполнительного знания и научными объяснениями, которые сужают це­ли образования, исключая из них последующие переживания мира. Именно в переживании мира складывается единство многообразных жизненных отноше­ний переживающего субъекта, его сопричастность окружению. Реальное преоб­ладание в сложившемся медицинском образовании объективирующего, конкре­тизирующего стиля мышления и подхода к действительности имеет последст­вия сомнительного характера в этическом отношении, т.к. естественнонаучная

парадигма не способствует пониманию смысла общности переживания в меж-1 субъектных отношениях. Она целиком основывается на разделении субъекта и] объекта.

Главным объектом изучения в биоэтике объяшгяются моральные стороны' взаимодействия между медиком и пациентом. Но в объяснениях возникновения' биоэтики причинами называют такие факторы, как внедрение новых медицин­ских технологий, демократизация отношений врача и пациента, коммерциали­зация медицины. Налицо технологический детерминизм, который противоречит современным убеждениям в том, что в культуре должен действовать антрополо­гический детерминизм. В связи с данным несоответствием особенный интерес вызывают мотивы нравственного характера, побудившие американского онко­лога-исследователя В. Поттера тридцать лет назад предложить термин «биоэти­ка». Биоэтика была задумана им как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность ученых и врачей перед новыми возможностями медицины, как наука, которая является междисциплинарной, объединяет все культуры и расширяет значение слова «гуманность». Таким ав­тору виделся путь к выживанию человечества — как связующее звено или «мост» между настоящим и будущим. Своим предшественником В. Поттер на­звал А. Швейцера. Ныне актуальна дальнейшая разработка биоэтической моти­вации, в ходе которой следует учесть исследования А. Маслоу. проведенные в области высших переживаний, и ориентированные на высшие ценности бытия. Этот гуманистический подход к человеку лег в основу разносторонних исследо­ваний по психологической антропологии, а также был применен на практике в управлении и организации производства. Есть основания рассмотреть эту кон­цепцию и применительно к образованию, в частности, преподаванию биоэтики.

В зависимости от склонности к самоактуализации (высшим переживаниям) учащиеся могут быть дифференцированы, по крайней мере, на два или даже три «уровня сознания», соответствующие культурологическим течениям: традицио­нализму, модернизму и постмодернизму. В эволюции этики в медицине также выделяют, по меньшей мере, три этапа развития: доктринальная этика, деонто­логия и биоэтика. Как уровни сознания учащихся, так и этапы развития меди­цинской этики могут быть дифференцированы по критерию моральной состав­ляющей. Задача преподавателя биоэтики может состоять в том, чтобы не только повысить уровень сознания, но и обеспечить взаимопроникновение и взаимную индивидуализацию будущих врачей и пациентов. Однако не все студенты гото­вы любить пациента как «больного страдающего брата». В таких случаях следу­ет ориентироваться на деонтологию. Следовательно, деонтологическая и био­этическая подготовка студентов медицинских специальностей должна включать психологические тесты, решение ситуационных задач, формирование клиниче­ского мышления, а не только изложение теории и обсуждение ее на семинарах.

 

31 Е.Н. Бурак

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ И ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА: ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ

В современной отечественной и зарубежной медицинской литературе на­блюдается разногласие по вопросу о содержании терминов «медицинская деон­тология» и «врачебная этика». Ряд авторов считает, что термин «врачебная эти­ка» включает в свое содержание все нюансы, связанные с проблемами взаимо­отношении между участниками лечебного, реабилитационного и профилакти­ческого процесса, равно как и регламент поведения медперсонала, соответст­вующий критериям чести и достоинства.

Другие же полагают, что вполне можно обойгись термином «медицинская деонтология», содержание которого включает в себя те же компоненты. К по­следним относятся главным образом отечественные специалисты. -Наконец, су­ществуют врачи, для которых целесообразно разделить эти два термина, вложив в них различное содержание. Врачебная этика —учение о долге, чести и досто­инстве врача, а деонтология — о взаимоотношениях между всеми участвующи­ми в лечебном, реабилитационном и профилактическом процессе.

Возможно с дидактической точки зрения последняя позиция предпочти­тельнее, однако, представляется, что она не совсем корректна, если вдуматься не только в содержание этих терминов, но и в конечные цели — деонтологии и врачебной этики. И здесь становится очевидным, что термин «медицинская де­онтология» вполне достаточен, ибо включает в свое содержание все элементы, присущие содержанию термина «врачебная этика».

Основной задачей и медицинской деонтологии, и врачебной этики являет­ся оптимизация оздоровительного процесса. Последняя же достигается не толь­ко совершенствованием средств и методов лечебной практики, но и безуслов­ным выполнением участниками оздоровительного процесса своего долга на ос­нове высокого профессионализма.

Что касается профессионализма, то его составляют: знания на уровне по­следних достижений медицинской науки; знания в области практической и со­циальной психологии, ибо врачи работают с людьми, они социальные работни­ки; умение строго логически мыслить, обладать способностью к анализу и син­тезу факторов; наличие развитой интуиции, способности для исполнения необ­ходимых действий, т.е. отличную техник)1 исполнения: профпригодность, вклю­чающую в себя высокие моральные качества, такие как гуманность и верность долгу врача.

Долг же врача заключается в выполнении всех требований, связанных с его работой. Он должен все свои действия и помыслы, свои взаимоотношения с коллегами и другими участниками оздоровительного процесса подчинить един­ственной цели — добиться успеха в лечебной деятельности, оздоровить больно­го, при этом не роняя своей чести и достоинства, поскольку потеря их затруднит и даже сделает невозможным для врача выполнения своего профессионального долга.

Таким образом, и в медицинской деонтологии и во врачебной этике ключевым понятием является профессиональный долг т.е. деонтология. Следовательно, деонтология — учение о долге вполне включает в себя все компоненты вра­чебной этики. Есть ли смысл их разделять. У них одна цель, одна задача.

С точки зрения формальной логики содержание понятий «этика» и «вра­чебная этика» должно быть соподчинено, т.е. понятие «врачебная этика» д но без остатка включаться в более широкое Однако в действительности эти два понятия и ,,,._, .. .... ..„„^^.шнл, х-ишш-

дают лишь отчасти. Этика это учение, в общем, регулирующее взаимоотноше­ние между людьми, с целью сохранения социума как такового, человечества как вида, поэтому этические нормы и принципы, в сущности, носят общий, а не ин­дивидуальный характер. В принципе этика всегда готова поступиться здоровьем и даже жизнью индивида ради сохранения и дальнейшего благоденствия рода человеческого. Что же касается «врачебной этики» если мы будем его рассмат­ривать в синтезе с «медицинской деонтологией», то она есть учение, направ-

каждого конкретного индивидуума.

по содержанию понятие «этика», по духу и по содержанию совпа-

ленное на сохранение здоровья и жизни

любыми средствами, вне зависимости от нарушения некоторых этических норм. Например, этика порицает ложь, врачебная же этика ее допускает и использует, если таковая во благо больному.

Отсюда следует, что в каждой профессии должны применяться термины, соответствующие их специфике, и не противоречащие элементарной логике. Так, термин «медицинская деонтология» более корректен по формально­логическому пониманию его содержания, чем термин «врачебная этика». Точно также термин «юридическая деонтология» корректнее, чем термин «юридиче­ская этика» v т.д. Вообще крайне редко в литературе и обиходе можно встре­тить упоминание о деонтологии вне связи с медицинской проблематикой и это естественно, поскольку в остальных профессиях должностные нормы не проти­воречат общеэтическим.

В связи с вышесказанным, представляется целесообразным в дальнейшем использовать понятие «медицинская деонтология», когда речь идет об учении о профессиональном долге медицинского работника, тем самым сохранив и про­должив традицию основанную отечественными врачами.

Следование нормам и принципам деонтологии, сознательное и профессио­нально полезное их применение не достигнет своей цели, если врач недоста­точно проник в психологию пациентов, своих коллег, всех, кто прямо или кос­венно принимает участие в процессе оздоровления больного. А это значит, что овладение обгцим знанием норм и принципов деонтологии малоэффективно в работе врача без глубокого усвоения практической и социальной психологии. В известной мере можно говорить о том, что медицинская деонтология покоится на этом усвоении и поскольку в своей работе врач повседневно имеет дело с

 

конкретными и различными по своим реакциям людьми, к каждому из которых нл'жен индивидуальный подход с учетом их психологических особенностей, со­циально и индивидуально обусловленных поведенческих и идеологических сте­реотипов.