ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕЧЕБНОГО, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО И РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССОВ

Добро и красота, польза и целесообразность, счастье и гармония лишь на первый взгляд кажутся понятиями несовместимыми и несущими очень разный смысл. Глубинное их единство постигли еще великие культуры древности. Египетский «нофир», греческая «калокагатия», славянское «красно» в значении прекрасно-доброе отражают неразрывную целостность, которая присуща категориям этики и эстетики.

Естественно, что при таком ракурсе рассмотрения, занимаясь проблемами медицинской этики, невозможно оставить в стороне вопросы эстетические, как непосредственно влияющие на лечебный, профилактический и реабилитационный процесс в целом. Врач должен помнить, что добро и красота неразделимы, что радость и эстетическое наслаждение вызывают у человека подъем душевных сил, а отсутствие положительных эстетических эмоций может свести «на нет» все действия врача.

В лечебном, профилактическом, реабилитационном процессах для пациента зачастую, пусть даже неосознанно, на первый план выходит внешний облик врача. Собирая материал по вопросу о влиянии эстетического аспекта на взаимоотношения врач-пациент и на лечебно-оздоровительный процесс в целом, нередко приходилось сталкиваться с тем, что «рядовой» пациент оценивает врача не столько по его профессиональным качествам, сколько по внешности, поведению, умению общаться и соответственно своему впечатлению выстраивает линию поведения — т.е. прислушивается (или нет) к советам врача, верит в их целесообразность и подключает внутренние силы для борьбы с недугом. Удивительно, но врач, который произвел на пациента неудовлетворительное эстетическое впечатление, практически становится «пособником болезни»: отрицательные эмоции в данном случае лишают пациента веры, спокойствия и заставляют затрачивать психические усилия на внутреннее психологическое «примирение» или даже борьбу с образом этого врача.

Безусловно, было бы преувеличением говорить о некоей идеальности образа врача, но стремление к этому должно присутствовать. То, как врач одет, как и что он говорит, насколько он эрудирован, раскрепощен, эмоционален, неосознанно оценивается пациентом и, соответственно, положительно или отрицательно влияет на психику последнего, благоприятствует (или нет) желанию сотрудничать с врачом в борьбе с болезнью. Негармоничный облик врача опять же подсознательно приводит к отторжению его личности пациентом, недоверию его действиям, нежеланию помочь и, как следствие, осложнению или даже прерыванию лечебного, профилактического или реабилитационного процессов.

Еще один вопрос, касающийся этико-эстетических аспектов лечебно-оздоровительного процесса связан с проблемой творчества. Творчество как «катарсис», как очищение, избавление, перенос неудовлетворенных желаний и не реализованной энергии в мир фантазий начал изучать 3. Фрейд, методики катарсиса успешно разрабатывались и применялись советскими врачами. Однако до сих пор в стороне остается вопрос о том, что не всякое творчество положительно влияет на лечебный процесс в целом. Творчеством может быть названа простая реализации потребности, например, в рисовании — создание абстрактных картин исключительно ради «выплескивания» накопившихся эмоций. Истинное же очищение через творчество, благотворно влияющее на организм человека, это творчество, созидающее добро и благо, истину и красоту, творчество, порождающее чувство гармонии и умиротворения. Именно к такому творчеству должен побуждать врач своего пациента. Только в этом случае «просыпаются» потаенные силы организма, которые врач может использовать в борьбе болезнью.

Одним словом, для лечебно-оздоровительного процесса являются важными не только непосредственно медицинские знания и умения врача, но и осознание необходимости в своих взаимоотношениях с пациентом стремиться к красоте, гармонии, творчеству. Только тогда на службу медицине будет поставлена великая сила гармонии доброго и прекрасного.