Тематическая вставка 9. Пальпация методом перкуссии

Перкуссию в течение многих лет использовали как средство мануального лечения и диагностики.

Первым основным и наиболее точным исследованием этой темы была работа Альберта Абрамса (заслужившего прозвище «Черный Ящик»). Первая его значительная публикация «Спондилотерапия» вышла в 1910 году (Abrams 1910). В предисловии к книге говорится следующее:

В спондилотерапии применение механической вибрации играет для терапевта одну из наиболее важных и полезных ролей. Ею легко управлять, она практична и эффективна при применении в руках людей, знакомых с использованием перкуссии позвоночника.

Абрамс рассказывает, как он использует перкуссионную силу:

Для простого сотрясения [1] можно использовать кусок мягкой резины или линолеума длиной около 6 дюймов (15 см.), шириной 1,5 дюйма (4 см.) и толщиной около четверти дюйма (0,5 см.). Этот кусок выступает в качестве плессиметра для принятия толчка, плюс к тому имеется молоточек для выстукивания с большой резиновой головкой. При отсутствии последнего подойдет деревянная колотушка или даже обычный молоток для заколачивания гвоздей. Можно также выстукивать позвоночные отростки костяшками пальцев, а самое лучшее – использовать пальцы как плессиметр, а сжатый кулак как молоточек… (В идеале) на позвоночные отростки или на те отростки, которые надо простучать, накладывается полоска линолеума, и по плессиметру наносятся несколько резких и энергичных ударов. Естественно, эти удары могут оказаться не очень приятными для пациента, но кроме этого, никакого неудобства они не причиняют.

Через несколько лет д-р А.С. Джонсон (A. C. Johnson 1939) описал использование руки в качестве механического инструмента для создания перкуссионных вибраций, «…которые эффективны только тогда, когда производятся с достаточной быстротой».

В настоящей, посвященной пальпации книге, подробное обсуждение терапевтического применения этих методов неприемлемо. Вместе с тем, Абрамс и другие абсолютно уверены в потенциальной диагностической ценности этого почти забытого искусства.

Перкуссия как средство определения положения и, до определенной степени, состояния органов, имеет длительную историю, причем варианты ее использования в западной и восточной медицине весьма и весьма значительны (см. Упражнение 7,4).

Во время выполнения перкуссии слышат весьма разнообразные звуки. Интерпретация их описывалась во многих книгах по медицине, но очень немногие могут сравниться по тщательности с книгой сэра Роберта Хатчинсона (Robert Hutchinson, 1897), опубликованной более ста лет назад и переиздаваемой до сих пор. Он подробнейшим образом описал, как перкуссией можно определить границы органов, а также детально рассмотрел нормальные и аномальные варианты резонанса отдельных органов.

Например, при обсуждении перкуссии грудной клетки, он описывает как количественные (от сверх-резонанса до совершенного притупления), так и качественные отличия звуков (различные тимпанные тоны основного сигнала, звуки skodaic, как из коробки, напоминающие горшок с трещиной, звуки, похожие на звон колокольчика или монеты, амфорические и т.д.). Каждая такая качественная характеристика обладает потенциальной диагностической и прогностической ценностью, поскольку интерпретируется в соотношении с другой информацией, имеющейся у врача, проводящего обследование.

Вариации звука будут зависеть от относительной плотности или пустоты, а также от формы пальпируемого органа, характера и степени промежуточных тканей (кость, мышца, жир, или другая мягкая ткань) и количества воздуха в обследуемых тканях, равно как и от манеры выполнения перкуссии (Рис. 9 А и Б к Тематической вставке).