Трехдольник жизни: пульсодыхание

 

Хочу в завершение призвать вас к самому проникновенному творческому обучению у себя – к подражанию своему сердцу и своему дыханию.

Сердце ленивым не бывает, ему нельзя. Здоровое сердце всегда в нужном тонусе – если бывают сбои и несоответствия, это ЧП. Дыхание тоже лениться не может, всегда в работе, но и переусердствовать не моги: квантум сатис – сколько достаточно, не иначе.

Идеальный работник жизни, сердце являет нам гениально простой образец бытия‑во‑времени.

– пульс – пульс – пульс – пульс – пульс –

Пульс троит время. В ритме его, в каждом ударе и паузе – трехдольный состав, три жизненных состояния, равно необходимые:

» работа – «систола» – сокращение сердечного мускула: усилие с полной выкладкой;

» диастола» – расслабление мускула, полное освобождение от усилия;

» изготовка к работе – «пресистола» – тонизация мускула для сократительного удара посылом импульса через сердечный мозг – систему невропроводов сердца – собирающее предусилие.

По такой же троичной схеме работает‑отдыхает, живет‑дает‑жить наше дыхание:

вдох – выдох – пауза усилие – освобождение – предусилие

Цикловая триединица полноценного бытия, его самовозрождающийся оборот.

Все сущее укладывается в этот трехдольник – сердечно‑дыхательной троицей обнимается жизнь.

При спокойном бодрствовании каждая из трех долей сердечного ритма длится примерно одинаковое время – по трети от общей продолжительности пульсового цикла – отбивка получается вальсовой.

При ускорении ритма доля усилия занимает больше времени, но лишь до некоего предела...

И так же точно дыхание.

На предусилие обратим особенное внимание: это и продолжение отдыха, и начало работы – самое что ни на есть творческое состояние. Сердце в пресистоле можно сравнить со спортсменом на стартовой черте после команды «Внимание!..» – все готовится, собирается, пружинится, концентрируется! – или с машиной в момент зажигания, взвода мотора...

 

 

Лени(н) ‑ неслучайно выбранный псевдоним одного из самых неукротимых трудоголиков нашей страны. («Наденьке скажу, что иду к Инессе, Инессе что к Наденьке а сам в Бибъиотеку и яботать, яботать, яботать...»)

Надо ‑ ад. помещенный в «но».

Насилие ‑ см. Жизнь.

из Бестолкового Словаря Лентяя

 

 

Возможность предусилия готовится в отдыхе, а отдых возможен лишь после усилия. Сердце зарабатывает себе право на лень, оно же – обязанность!

И дыхание точно так же: его усилие тоже готовится на протяжении кажущегося ничегонеделанья – после‑выдохной предусильной паузы, и чем полней ленится, тем лучше работает. Близкое подобие, маятник или качели. Оба крайних положения дают друг другу разгон, в каждую сторону отмашка может быть более или менее активной или пассивной.

...А теперь сравним себя со своим сердцем и дыханием. Сравним на большой шкале времени – длиной в жизнь, на средних – в год, в месяц, в неделю, и на ко­ротких – от суточной до минутной.

Спросим себя: умеем ли мы распределять время, кроить время, троить время?

Четко ли наше жизненное и рабочее время в каждый подцикл (год, месяц, неделя, рабочий день, час, пара, урок, дежурство, задание...) троится на:

» усилие – рабочую выкладку,

» освобождение – полный отдых и

» предусилие – собирание, изготовку?..

Не впадаем ли то и дело в нитонисевину, в промежуточную размазню, в жвачную жижу?..

Впадаем. В основном так и живем. И жалуемся на нехватку сил и времени, на усталость...

Не знаю ни одного человека с хорошо поставленным строением времени, который жаловался бы на утомляемость. Лень у таких людей вписана в пульсо‑дыхание жизни, легализована и работает: человек может быть немощным инвалидом, едва шевелиться – и все равно живет плодотворно. Все высокопродуктивные гении отличаются чудодейственным умением троить время.

Леонардо, Шекспир, Пушкин, Моцарт – никто не видел их вкалывающими, наоборот, многим они казались безалаберными лентяями, «гуляками праздными».

Альфред Шнитке, кудесник звукоорганизации времени, для самого себя был лишь приложением к этому делу. После тяжкого инсульта волшебник звука, с виду всегда свободный и рассеянный, не только не потерял способности творить музыку, но, как сам говорил, стал работать быстрее!

 

...Итак, приманки для рыбки Тонус насажены на крючки, удочки поставлены, время пошло. Следим в оба, и как только клюнет, зевать не будем!