ЗАСЕДАНИЕ ТРЕТЬЕ

 

Еще о Надо и Хочется

– Владимир Львович, давайте завершим наш симпузиум на самой серьезной ноте.

– Согласен. Речь‑то ведь о трагедии многих...

– Да, о трагедии лени, трагедии злостной неуправляемой лени... Знаете сами: чтобы выполнить какую угодно простую рекомендацию – глазом моргнуть, ресницей пошевелить – нужно приложить хоть малюсенькое, но усилие.

Делать усилия, сознательные усилия – как раз этому лень и препятствует. Ленивый человек типа меня усилий не делает, хоть вроде и хочет делать, самому нужно! – А вот не делает, вот и все...

– Вы говорите о подсознательном негативизме,предтече уймы неврозов и комплексов. О сопротивлении своему внутреннему диктатору.

– Но это сопротивление, эта подсознательная оппозиция – это ведь лень и есть?

– Да, конечно. Только нужно еще внимательно разбираться в ее составе. Лень разная, очень разная...

– Лентяй типа меня или негативист, как угодно назовите, – это черная дыра, прорва. Вы будете по его просьбам давать ему кучи советов, что делать, а он будет просить все новых – как же ему быть и жить, как же делать то, что не делает.

Вот с кем вы имеете дело, с каким коварным болотом. И вы это знаете...

– Еще бы: сам едва вылез из этого болота. Старое восточное наблюдение: можешь подвести ишака к воде, но пить не заставишь И все‑таки...

Вот мы же с вами хоть что‑то, что надо, делаем. Думаем вместе, разговариваем, записываем...

– Ну, это как‑то само собой получается.

– Не само. У нас стимулы есть достаточные, чтобы одолевать свою сопротивЛЕНЬ – порог достаточной мотивации достигается. Нам кушать хочется. Нам жить интересно И есть для чего...

– А помните, была такая расчудесная райская страна свободных лентяев, Пантагрюэлия, созданная воображением моего любимого Рабле. И закон‑лозунг там был только один, он повсюду развешен был – «Делай что хочешь».

– Кошмар.

– Почему?

– Будто сами не понимаете.

– Понимаю и понимаю, что вы понимаете, что я понимаю...Скажите, есть ли у человечества шанс хоть когда‑нибудь разрешить это проклятое противоречие между Надо и Хочется, между долгом и желанием, между необходимостью и свободой?

– А я не знаю, надо ли его разрешать, это великое противоречие. Десять заповедей ведь можно и одной выразить: «Не делай что хочешь».

– И не хоти даже, вот что самое трудное. Не пожелай ни осла ближнего, ни жены его...

– Вечный спор между Надо и Хочется – стержневой конфликт природы и цивилизации, конфликт, создавший человека. Он же лежит в основе известной болезни, которой наши психиатры пришпиливают название «вялотекущая шизофрения». Люди, которым его ста­вят, отличаются тем, что противоречие это у них зашкаливается и делается ведущей осью существования...

– Точнее, никуда не ведущей? Или ведущей в...

– Ведущей в никуда, если точно. Кажется, что такие люди решают свою жизнь в ущерб Надо и в пользу. Хочется, на самом же деле выходит наоборот.

«Я очень долго не мог то, что хотел, и не хотел то, что мог, – сказал мне один такой пациент, – и поэтому постарался разучиться хотеть. Это удалось. Теперь хочу опять научиться хотеть, но хотеть нечем, хотелка моя скукожилась...»

– Как это понимать – как болезнь атрофии желаний, апатию?.. Или как‑то, что восточные мудрецы называют непривязанностью?

– Скорее, как первое. Главный вопрос и в болезни, и в здоровье: человек ты или робот? Живешь в рабстве или в свободе? Владеешь ли своими состояниями, своими Хочу и Надо – или они владеют тобой?..

Непривязанность – не отсутствие желаний, а умение управлять ими; не дефицит Хочу, а навык сознательного перевода их в Надо или Ненадо...

Вот еще несколько иллюстраций к нашему разговору – от читателей моих книг и посетителей сайта.