рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ - раздел Медицина, Тибетская медицина: Язык, теория, практика Они Суть: Кровопускание, Прижигание, Компрессы, Ванны, Массаж. К Немедикамент...

Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психической трениров­ки, такие как релаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело — речь — мысль.

Кровопускание.

«Болезни, при которых назначается кровопускание: распространенный жар, путаный жар, жар от заразы, опухоли и отеки, болезнь "сурья", опоясывающий ли­шай, болезни лимфы, проказа, а при отсутствии тако­вых — болезни печени, селезенки, рта, глаз, головы и т.п. Короче, кровопускание назначается по большей час­ти при болезнях жара, возникающих [на основе] крови и желчи. Но кровопускание не допускается при неразде­ленной крови [см. ниже], незрелых заразных заболева­ниях, пустом жаре, при неснятой интоксикации, опас­ном заразном жаре, истощении телесных сил, хотя это суть болезни с генезисом жара. Кроме того, кровопуска- ние не допускается при беременности у женщин, после родов, при болезнях отеков вследствие метаболических расстройств, понижении огненной теплоты желудка, не­переваривании пищи, короче, при болезнях, возникаю­щих [на основе] слизи и ветра, [но даже] при отсутст­вии таковых — у детей до 16 лет и у лиц, достигших старческого возраста» [10, с. 340].

Временная последовательность. "Разделительное кро­вопускание необходимо проводить незамедлительно в случаях завихрения крови во внутренних плотных и по­лых органах, при обширном жаре, заразных заболевани­ях, а при отсутствии таковых — при классифицируемых как зрелые болезнях непрерывных кровотечений изо рта, из носа и т.д. ..." [10, с. 340-341].

Есть ряд и других показаний и противопоказаний, однако ввиду сложности подготовки к кровопусканию и самой процедуры кровопускания подробно излагать дан­ную тему в этой книге считаю неуместным. Хочу лишь вкратце изложить основные моменты, относящиеся к кровопусканию.

Первое. Для проведения кровопускания использова­лись специальные инструменты, к материалу изготовле­ния, форме, качеству которых предъявлялись весьма серьезные требования. Секреты изготовления таких инс­трументов передавались от мастера к мастеру.

Второе. Необходимо научиться четко различать бо­лезни, при которых кровопускание применяется, и те болезни, при которых оно недопустимо. Для этого врач должен в совершенстве владеть искусством постановки диагноза, обладать хорошим знанием нозологии. Эти же требования важны и для третьего пункта — знания вре­менной последовательности развития заболеваний, так как применение кровопускания при несозревшей болез­ни, как правило, не допускается.

Четвертое. Необходимо правильно подготовить орга­низм больного к кровопусканию. Специальными метода­ми следует довести несозревшую болезнь до созревания, с помощью специальных лекарственных составов отде­лить в местах кровопускания плохую кровь от хорошей, затем, опять же применении лекарственных средств, разделить кровь и ветер. В результате при кровопуска­нии из рассеченного места вначале выходит немного пу­зырящейся крови, с большими пузырьками газов, затем выходит немного черной по цвету плохой крови, и затем кровь останавливается. Но это самый простой случай. Пятое. Необходимо хорошее знание техники крово­пускания, прежде всего практическое. Эта техника варь­ируется в зависимости от того, из какого сосуда произ­водится кровопускание. Отметим, что то, что названо кровопусканием, включает кровопускание из вен, арте­рий, а также выведение лимфы из лимфатических сосу­дов.

Шестое. Необходимо хорошее знание топографии то­чек тела, в которых производится кровопускание при конкретных заболеваниях. Всего насчитывают 77 основ­ных и 13 дополнительных каналов крови, желчи и лим­фы, из которых выпускают из организма больную кровь, желчь и лимфу. Имеются также 112 основных и ряд вторичных каналов и мест, кровопускание в которых не­допустимо, это "уязвимые структуры каналов тела" [11, II, 4, л. 40а].

Седьмое. Необходимо знать меру, количество выпу­скаемой крови или лимфы в каждом конкретном случае.

Восьмое. Необходимы знания и навыки по уходу за больным по окончании процедуры.

Девятое. Следует знать о том, что избыточное, недо­статочное и неквалифицированно проведенное кровопу­скание может нанести вред. Врач должен быть чрезвы­чайно внимательным, чтобы не допустить ошибки, а при допущении таковой обязан уметь оградить больного от ее последствий.

Десятое. Врачу должны быть известны признаки бла­гоприятного воздействия на организм больного процеду­ры кровопускания [1, IV, 20; 10, с. 337-360].

Прижигание.

Тема прижигания рассматривается, как правило, по семи пунктам: показания к применению прижигания, противопоказания, конусы для прижигания, места, в ко­торых производится прижигание, методика прижигания, реабилитация, действие прижигания или польза от при­жигания.

Показания и противопоказания. Прижигание реко­мендуется при наличии "уменьшения теплоты желудка, образования отеков [опухолей], подагры, завихрения лимфы в костях и суставах конечностей, внешних оте­ков, болей, головокружения вследствие болезней ветра, помрачения сознания, сумасшествия, доводящих до об­морока болей, расстройства движений конечностей вследствие болезней каналов, лимфатических сосудов и жил. При отсутствии таких [болезней] оно очень полез­но при болезнях классов ветра и холода, которые очень часто возникают после нарывов [язв], пустого жара и других горячих болезней, а кроме того — при болезнях лимфы. Однако не следует производить прижигание при болезнях горячей желчи, при жаре крови, при [болез­нях] входов органов чувств, канала бытия в промежно­сти у мужчин" [10, с. 320].

Сбор и обработка эдельвейсов, изготовление конусов. Прижигание производится с помощью специальных ко­нусов разного размера, изготавливаемых из эдельвейсов и определенного количества крапивы. При различных заболеваниях величина конуса для прижигания варьиру­ется от размера "верхней фаланги большого пальца" и до "размера сухой горошины" [10, с. 321 ]. Для изготов­ления конусов используются соцветие эдельвейса обед­ненного и эдельвейса Палибина.

Места, в которых производится прижигание, по-ти­бетски называются "санмиг" (gsang dmigs). Они бывают двух видов: [1] "санммг", в которых ощущается боль, т.е. привязанные к самой болезни, и [2] дополнительно известные врачу "санмиг".

Первые — это места артритных завихрений лимфы в суставах костей, внешние опухоли, отеки; места, в кото­рых при надавливании ощущается болезненность, а при снятии нажима чувствуется облегчение; вокруг отеков, наростов, злокачественных ран.

Вторые — это места, связанные с каналами циркуля­ции ветра, желчи, слизи, крови, лимфы.

Приведем пример. «Первый позвонок — это "санмиг ветра". При сгибании шеи становятся видны круглые выступы; на первой такой круглой косточке и произво­дится прижигание. [Это VII шейный позвонок.] Основ­ные показания: вследствие попадания ветра в канал жизни [наблюдаются] спутанность сознания, сумасшест­вие, сильная сердечная аритмия, дрожь в теле, причи­ненная ветром немота, бессонница, глухота, неспособ­ность повернуть шею; [прижигание этого позвонка] по­лезно также при других болезнях группы [болезней] ветра» [10, с. 323].

Методика прижигания. Вначале из организма больно­го следует вывести яд. «Яды — термин для обозначения приносящих вред телу и жизни веществ, попадающих [в организм] с пищей" [8, с. 232]. Затем конус из эдель­вейсов помещают на выбранное врачом место "санмиг" спины, предварительно подготовив это место. Разработа­ны правила по прижиганию одним конусом, нескольки­ми конусами, правила, определяющие длительность при- жигания. Причем,'если, например, прижигание произво­дится на "санмиг", тепло должно ощущаться и спереди, и наоборот. Отсутствие боли в месте прижигания после проведения процедуры является признаком того, что прижигание принесло большую пользу» [10, с. 335].

Реабилитация. После проведения прижигания остат­ки золы дочиста не счищаются, а смазываются сверху смесью сливочного масла с солью, на ночь не рекомен­дуется пить холодную воду и вино и т.д. [10, с. 336].

Польза от прижигания. «Если прижигание произво­дится в соответствии с методом, оно благоприятно ска­зывается на токе ветра и крови, "закрытии рта" кана­лов, снятии болей, подавлении ветра, укреплении памя­ти и ума, порождении теплоты желудка и тела, перева­ривании пищи, удалении омертвевших тканей при опу­холях, нарывах, застарелых ранах, на снятии отеков, вытягивании лимфы, иссушении ее и т.п.» [10, с. 337].

Компрессы.

Различают компрессы холодные и горячие, однако врачи полагают, что для детей в отдельных случаях не­обходимы особые компрессы [10, с. 300].

Холодные компрессы.

При отеках от ушибов и переломов, распространен­ном и путаном жаре, если они сопровождаются болями, к больным местам прикладывают наполненную холодной водой грелку, смоченную холодной водой ткань, холод­ный, вытащенный из воды булыжник либо другие холод­ные предметы. Такой компресс снимает боли, устраняет жар.

При непрерывных кровотечениях из носа рекоменду­ется прикладывать бутылку с холодной водой, набран­ной ранним утром, когда еще не погасли звезды, либо же смешанный с водою ил со дна колодца или родника к промежутку между бровей, к впадине на затылке.

При зубных болях вследствие жара крови и к отека­ющим вследствие -расстройств ветра областям также при­кладывают холодный ил.

При подагрическом жаре накладывают холодный компресс из истолченного корня софоры желтоватой в смеси с равным количеством коровьего навоза.

При обширном жаре вследствие расстройств крови и желчи под мышки и на лоб прикладывают смоченную холодной водой ткань или вытащенный из холодной во­ды булыжник [10, с. 298].

Горячие компрессы. При болях от несварения или вследствие острых за­болеваний органов брюшной полости прикладывают го­рячий компресс из завернутой в ткань прогретой на ско­вороде или в чугунке соли.

При понижении теплоты почек и задержке мочи на поясницу рекомендуется наложить горячий компресс из предварительно разогретой на огне и завернутой в ткань сушеной барды.

При послеродовых болях в нижней части кишечника, в области ягодиц, почек, поясничной области рекомен­дуется накладывать теплые компрессы из завернутой в ткань земли, откинутой мышью при рытье норки, пред­варительно разогрев землю на огне в хорошем вине.

При темно-красной слизи, интоксикациях и других вызывающих боли в желудке болезнях рекомендуется накладывать горячие компрессы из отваренных в воде и затем завернутых в ткань листьев бадана, щавеля и мушмулы японской.

При холодных опухолях желудка вследствие несваре­ния рекомендуется накладывать горячие компрессы из нагретого на огне и завернутого в ткань голубиного по­мета.

При острых заболеваниях органов брюшной полости глистного происхождения рекомендуется накладывать горячие компрессы из разогретых на огне и завернутых в ткань корней и листьев дудника даурского.

При попадании лимфы в суставные влагалища реко­мендуется размолотый голыш или песок в смеси с не­большим количеством соли отварить в пиве или воде, завернуть в ткань и наложить горячий компресс.

При задержке мочи по причине холода на нижнюю часть живота рекомендуется наложить горячий компресс из осадка топленого масла и голубиного помета.

При болях в конечностях вследствие болезней лимфы рекомендуется наложение горячего компресса из овечье­го помета, отваренного в вине [10, с. 299-300].

Компрессы противопоказаны при болезнях слизистых отеков, когда сок желчи окрашивает мясо и кожу в тем­но-желтый цвет, при проказе, интоксикациях, водянке, тучности, заразной болезни "бал", оспе, высыпаниях на коже, после еды [10, с. 300].

Компрессы, накладываемые на печень у детей, при­меняются в случаях увеличения печени. Ребенка разде­вают и укладывают на спину. Кусочек натурального шелка опускают в холодную воду, затем накладывают на живот ребенка справа, очищают его, накладывают на область печени листья барринггонии, сверху на нижнюю часть печени накладывают зеркало, хрусталь, ковшик, сосуд с водой, старый сошник или любую холодную, круглую и гладкую вещь и от 10 до 15 раз перемещают ее к верхней части печени, затем снова очищают живот, смачивают кусочек шелка водой и помещают его на об­ласть печени, привязав ленточками, как бы упаковав в шелк живот. Соответственно степени заболевания — ма­лой, большой, опасной — этот компресс следует носить от 3 до 5 дней.

Ванны.

Различают горячие ванны из вод природных источни­ков и искусственные ванны.

Ванны назначают при подагрическом, ревматоидном, появившемся на почве отеков ног стягивании конечно­стей вследствие огрубления жил и образования сустав­ных опухолей и отеков; при хромоте, вызванной непра­вильным функционированием белых каналов; при дряб­лости мышц; при образовании узлов в каналах вследст­вие понижения их теплоты; при искривлении каналов поясницы; при болезни "пестроты мяса" и других забо­леваниях кожи и лимфы; при старых ранах; при нагное­нии ран; при болезни "сурья" плотных и полых органов; при интоксикациях; при опухолях и отеках вследствие расстройств ветра; при ухудшении пигментации кожи, огрублении кожи; при застарелых, трудно поддающихся лечению болезнях.

Ванны противопоказаны при жаре от заразы, пута­ном жаре, обширном жаре, беременности, повышенном кровяном давлении, болезнях сердца.

Воды природных источников в Бурятии и в Читин­ской АССР в свое время ламами были исследованы и распределены по классам болезней. Уже в 70-е годы тра­диционным врачом Г.Л. Ленхобоевым и кандидатом фи­лософских наук Н.Ц. Жамбалдагбаевым совместно было обследовано большое количество природных источников Бурятии и Читинской области. Источники обследовались традиционными методами: вода определялась по вкусу, по силе (преимущественному достоинству), по почве, через которую она проходит, по характеристикам расту­щей у источника флоры и т.п. При этом выяснилось, что многие естественные источники сохранили свою силу, но в тех местах, где были пробурены и торпедированы глу­бокие скважины для массового пользования водами, эти воды во многом утратили свои целебные свойства. В од­ной и той же местности разные источники, даже находя- щиеся в непосредственной близости, могли использо­ваться для лечения болезней совершенно различной эти­ологии — они проходили через разную почву, обогаща­ясь разными микроэлементами и, следовательно, сила­ми. При смешении таких вод их особенности теряются. При использовании для ванн воды естественных, при­родных источников и специально приготовленной воды с применением различных лекарственных ингредиентов необходимо придерживаться довольно строгих правил, частично варьирующихся в каждом конкретном случае. Опыт практической бальнеологии передается непросто, и в этой книге описывать правила применения целебных ванн было бы неуместно — при их неверном примене­нии последствия могут быть весьма плачевными.

Массаж.

Под массажем в тибетской медицине понимают при­менение методов растирания, разминания и постукива­ния после умащения кожи старым сливочным маслом, кунжутным маслом, жиром животных и лекарственными веществами. Это один из способов лечения болезненных основ [10, с. 307].

Умащение жирами.

При сумасшествии, обмороках, потере памяти и дру­гих группах болезней ветра сливочное масло годичной давности втирают в область I позвонка (это VII шейный позвонок) и, начиная отсчет от него, VI и VII, а также в точку между сосками на груди. После растирания и раз­минания эти места вытирают мукой из поджаренного ячменя. Подобная процедура производится и в нижеопи­сываемых случаях.

При зуде вследствие расстройств лимфы в кожу реко­мендуется втирать конский, онагровый, ослиный жир.

При истощении силы почек, истечении семени реко­мендуется в поясничные позвонки втирать бобровый жир [или жир выдры ] и сурочий жир.

При вшах и гнидах рекомендуются втирания оленье­го жира.

В старые раны от собачьих укусов рекомендуется втирание собачьего жира.

Чтобы бесследно вывести оспинки с лица, рекоменду­ют втирание козьего жира в смеси с размолотым крас­ным корнем воробейника или макротомии.

При появлении между веком и глазным яблоком бе­ловатых выделений, по консистенции напоминающих клейстер, рекомендуется в подошвы ног втирать ячье масло с тмином. Втирание микстур.

При нарывах, абсцессах, гнойниках в больные места рекомендуется втирать приготовленную в виде кашицы микстуру из желтой серы, соли, винной (пивной) заква­ски, сажи на старом масле и погреться на солнце.

При трудновыводимом гное из ран рекомендуется втирать в них микстуру из мышиного помета и золото­носной руды на грудном молоке.

В старые гноящиеся раны и старые раны с трудновы­водимым гноем рекомендуется втирать микстуру из золы от сожженных полых стеблей астрагала или остролодоч­ника на кобыльем или ослином молоке.

При подагрических болях следует втирать муку из белого или черного кунжута, сваренную в сыворотке из-под сыра.

При появлении на лице угрей, прыщей, язвочек от лишая рекомендуется втирание жидкой микстуры из по­рошка белой горчицы, аира болотного, очищенной соли и сухих листьев мушмулы японской на коровьей моче.

При коликах на основе болезней крови, кожных бо­лезнях, инфекционных отеках, опоясывающем лишае и экземах рекомендуется втирание микстуры из порошка красного сандала, цветков горечавки крупнолистной и корней шлемника байкальского на снеговой воде.

При высыпаниях на коже при чесотке рекомендуются втирания микстуры из сажи, корней соссюреи лопухо-видной, щавеля, золы корней стеллеры карликовой, со­ли, винной [пивной] закваски на прогорклом масле (на масле, собирающемся на стенках сосуда со скисшим мо­локом) .

При болезнях "пятнистости кожи", лишаях, "слизы-вании коровой" (см. [56, с. 70 ]) и других болезнях кожи рекомендуются втирания микстуры из шкуры черной змеи, сожженой в сосуде без выхода дыма, на свином жире.

При болезнях кожи на основе чесотки рекомендуются втирания микстуры из молочая и ломоноса на просто­кваше.

Противопоказания.

Массаж противопоказан при несварении (неперевари­вании принятой пищи), при жесткости в бедрах вследст­вие расстройств ветра, при отсутствии аппетита, при от­равлении ядами, изготовленными из драгоценных кам­ней, при водянке, при болезнях слизи и темно-красной слизи желудка и т.п. Итого описано пять основных немедикаментозных методов лечения тибетской медицины.

Что касается дополнительных корригирующих мето­дов, имеющихся в тибетской медицине, изучению их следовало бы посвятить специальное исследование. На­зовем некоторые из них.

Иглоукалывание считается завершающей корригиру­ющей процедурой, закрывающей входы каналов после выведения из них болезней с помощью лекарственной и нелекарственной терапии. Проведение процедуры иглоу­калывания в самом начале лечения сравнивается с ситу­ацией, когда, обнаружив в доме воров, закрывают двери, не выгнав их.

Методы йоги. Имеется множество систем йоги, от­дельные элементы которых могут служить делу сохране­ния и восстановления здоровья. В целом можно сказать, что практика йоги включает в себя упражнения по конт­ролю над умом, речью и телом, направленные на дости­жение равновесия функций систем организма, энергети­чески обеспечиваемых активностью "лунного" ветра Ла-ланы, "солнечного" ветра Расаны и "ветра мудрости" Авадхути, а также режимом пульсаций "солнечного", "лунного" и "равного" происхождения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тибетская медицина: Язык, теория, практика

УДК... Тибетская медицина Язык теория практика... Пупышев В Н Новосибирск...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БОЛЬНОЙ
Врач имеет дело с больным человеком. Он лечит не болезнь, а больного, так как всякая болезнь, по пред­ставлениям тибетских врачей, это не отдельный изоли­рованный процесс, а следствие "изменен

МАХАБХУТЫ И ДХАТУ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ
Теория пяти махабхут является важнейшей состав­ной частью теоретического базиса всей тибетской меди­цины. Свое практическое выражение эта теория в том виде, как она представлена в медицинских, абхи

I. Махабхуты II. Ткани тела III. Дхату
1) земля 1) а) мясо, б) кости 1) земля 2) вода 2) а) кровь, б) лимфа, 2) вода в) семя 3) огонь 3) теплота (жир) 3) огонь 4) ветер 4) дыхание (питатель- 4) железо

ОЩУПЫВАНИЕ
Ощупывание — это прежде всего и в основном ощу­пывание пульса, т.е. постановка диагноза по исследова­нию пульсации. Практика этого диагностического метода описана в п. 5-11 Ютогбы, именно они будут

ЛЕКАРСТВА
Из множества лекарственных форм, известных тибет­ской медицине, т.е. отваров, порошков, пилюль, мик­стур, лекарственных масел, зольных лекарств, высушен­ных отваров, лечебных вин, лекарств из драго

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основу работы над данной монографией положен предложенный автором метод исследования языка и предмета тибетской медицины как многоуровневых объ­ектов, по-разному раскрывающихся на уровнях букваль

Источники
1. Bdud rtsi snying po yan lag brgyad pa gsang ba man ngag gi rgyud zhes bya ba bzhugs so. — Ксилограф изд. Агинского дацана. — Б.г. 2. Bio bzang dpal Idan chos 'phel. Rgyud thams

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги