Указанное понимание коррупции относится к типу системного, и характерно для большинства научных публикаций на данную тему. Фундаментальным здесь является термин "интерес". Коррупция понимается как подмена интересов, как предательство общественного интереса в угоду частному, как предательство принципала (начальника, патрона). Недаром носители такого понимания коррупции используют метафору пирамиды, чиновничьей иерархии.
"Под коррупцией я бы понимал механизм принятия решения не в пользу интересов дела, а в пользу чего угодно - себя лично, группы людей, корпорации. Вот и все... Любой чиновник, принимая то или иное решение, должен его принимать в интересах дела. Что он должен понимать под интересами дела? Чиновник должен понимать под этим общественный интерес. Чиновник - это вершина пирамиды, он выразитель общественных интересов, значит, он должен принимать решения в пользу общественных интересов".
Данное понимание коррупции является одним из наиболее адекватных целям антикоррупционной политики. Оно объединяет в себе признание неизбежности коррупции, что позволяет ставить достижимые цели, и максимально точную диагностику причин коррупции, что позволяет применять наиболее адекватные инструменты противодействия коррупции.
Коррупция - весь спектр отношений.В данном случае перед нами классический пример системного понимания коррупции как совокупности всех коррупционных проявлений: "Коррупция - и взятка, и спонсорство, и получение прав власти с целью продвижения чего-то своего собственного, что имеет отношение к тебе лично или близким тебе людям. Можно обладать властью и продвигать".
Коррупция как система устройства власти, аналог общественной формации (институциональная коррупция).Для данного подтипа системного восприятия коррупции характерно видение государства как одного из экономических институтов по производству благ. Неоптимальная система стимулов превратила государство в "оседлого" или "гастролирующего" бандита, а людей - в податное население. "Одним из главных рэкетиров выступает государство, не понимая, что выгоднее платить, чем не платить". Для такого понимания коррупции характерно представление государства как клептократа: "Бесит унизительное рабское положение. Т.е. раб чиновничества. По-другому я назвать не могу - раб. В 21 веке то же самое крепостное право. Поэтому приходится жить по этим законам".
25