Человек и экономика

 

Каждая наука имеет свой предмет. С самого начала кур­са экономической теории мы должны ясно представлять себе, что будем изучать экономическое поведение людей. Какие стороны жизнедеятельно­сти человека изучает экономическая теория? Что представляет собой че­ловек с точки зрения экономической науки? Этим вопросам и будет по­священа настоящая глава.

История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах появления «человека разумного», рав­но как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весь­ма извилистый путь. Человек - существо общественное и в этом каче­стве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осознанная целенаправ­ленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия, долгое вре­мя считалось аксиомой. Но, возможно, это всего лишь теорема, требу­ющая доказательств.

В сложном переплетении биологических и социальных, материаль­ных и духовных сторон жизни человека экономическая теория анализи­рует важнейшую область деятельности людей, а именно сферу произ­водства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.

Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие, и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека.

Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рассматри­вать эпоху первобытной общины: добыть пищу возможно, лишь затра­тив необходимые усилия. Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые техноло­гии добычи самых необходимых жизненных благ. Обратим внимание на любопытный парадокс - стремление избежать тягости труда, прежде всего физического, заставляло (и заставляет по сей день) человека тру­диться над изобретением все более и более широкого спектра матери­альных благ. Так, чтобы не ходить пешком, изобретается колесо; чтобы не рыть землю руками - создаются мотыги, лопаты, а затем и современ­ные экскаваторы и т.д. Недаром существует поговорка, что, богатство создано не трудом, а ленью человека: в этом забавном выражении от­ражен вышеприведенный парадокс.

Теория рыночного хозяйства трактует труд как своеобразный вид издержек, который несет человек, прежде чем он сможет приобрести необходимое благо. Ничто в этом мире ограниченных ресурсов и возмож­ностей не дается даром. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!» - гласит народная пословица.

Заметим, что мечтой всех социальных утопий и тоталитарных режи­мов было стремление воспитать население в духе трудового энтузиаз­ма так, чтобы человек и не помышлял об адекватном денежном (или натуральном) вознаграждении. Однако эта задача оказалась не из про­стых. Пропаганда и насилие обладают известным производительным потенциалом, но их эффективность на длительных отрезках времени невелика.

Таким образом, мы приходим к проблеме мотивации труда, т.е. оп­ределению движущих стимулов, побуждающих человека занимать­ся трудовой деятельностью в самом широком ее понимании.Исто­рия становления и развития цивилизации знает два основных стимула этой деятельности - внеэкономическое и экономическое принужде­ние к труду.Первое основано на страхе быть наказанным властью в самых ее различных ипостасях - рабовладельцем, помещиком, дикта­тором и т.п. - в случае уклонения от трудовой повинности. Второе пред­полагает личную материальную заинтересованность и стремление че­ловека повысить уровень своего благосостояния. Внеэкономическое принуждение предполагает личную зависимость работника от работодателя, отсутствие у него экономической, а, следовательно, и любой дру­гой (политической, религиозной и пр.) свободы. Напротив, экономичес­кое принуждение к труду возможно лишь при наличии экономической свободы. Принуждение здесь выступает не как разновидность насилия одного человека над другим, а как материальная заинтересованность, которая и заставляет человека трудиться. Как заметил выдающийся ав­стрийский экономист Фридрих Август фон Хайек, «...появление важного элемента этой свободы - свободы индивидов или подгрупп преследо­вать свои особые цели в зависимости от имеющихся у них различных знаний и навыков - стало возможным не только благодаря закреплению за отдельными лицами контроля над разнообразными средствами про­изводства, но и благодаря еще одному установлению, практически не­отделимому от первого: признанию законными испытанных способов передачи этого контроля».[1]

Таким образом, характер стимулов трудовой деятельности опреде­ляется господствующей системой прав собственности на ресурсы и ре­зультаты производства (см. подробнее о правах собственности в гл. 4, § 2). Здесь же следует отметить, что экономическое стимулирование эффективного труда немыслимо без права частной собственности, явившейся основой экономической свободы.