План лекции

1. Содержание понятия «античность».

2. Период греческой архаики. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов.

3. Период классики. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.

4. Греческое искусство в эпоху эллинизма.

 

1. Содержание понятия «античность».

Античность – история и культура Древней Греции и Рима, а также государств, которые оказались под их культурным влиянием в период с I тысячелетия до н. э. по 5 век н. э.

Antiquus (лат.) – древний. Название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. По данным современной науки, античное искусство развивалось в пределах I тысячелетия до н.э. и первой половины I тысячелетия н.э. Зародилось античное искусство в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского архипелага и западного побережья Малой Азии и пережило наивысший расцвет в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. в эпоху рабовладельческой демократии. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, а также на Ближний и Средний Восток вплоть до Индии, где сложились местные школы эллинистического искусства. Традиции древнегреческого эллинистического искусства получили новое развитие в искусстве Древнего Рима. Лучшие произведения античного искусства, воплотившие в классически ясных возвышенных формах высокие гуманистические идеалы, до сих пор связаны с представлениями о художественном совершенстве и недосягаемом художественном образце.

Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты, которая, по выражению греческого писателя Лукиана, «состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела».

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона провозглашали гимн величию и духовной мощи Человека. Излюбленным образом в искусстве был стройный юноша атлетического телосложения. Все искусство должно было прославлять гармонию духовного и физического облика человека. «Ничего сверх меры» - главный принцип эстетики древних греков.

 

2. Период греческой архаики. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов.

VII-VI вв. до н.э. – время сложения и укрепления античных городов-государств, греческих полисов – называются архаическими (от. архайос – древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. В это время четко прослеживается борьба демоса с аристократами. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Греки, умело используя достижения прежних культур – Вавилона, Древнего Египта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное искусство на все последующие этапы европейской культуры. Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом, как раньше, а камнем. На главной площади города, где происходили собрания и религиозные празднества, возвышался храм, посвященный обычно божеству – покровителю города. В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм. Греческий храм – хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Он не подавлял человека своими размерами.

Во второй половине VII в. до н.э. сложился тип храма прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Такой тип храма называется периптер (оперенный или окруженный колоннами). В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей – ордер.

Ордер архитектурный (от лат. «строй», «порядок»)– определенные сочетания несущих и несомых частей конструкции, их структура и художественная обработка. Классические греческие ордера: дорический, ионический (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому.

Дорический ордер отмечен мужественной простотой. У колонны отсутствует база. Капитель состоит из полувала – эхина и верхней квадратной плиты – абаки.

Ионический ордер имеет базу. Каннелированная колонна сужается кверху и завершается капителью, главной особенностью которой являются закручивающиеся по обе стороны верхней части ствола крупные завитки – волюты.

Коринфский ордер имеет форму капители в виде корзины из стилизованных листьев и завитков – волют.

В период архаики сложились скульптурные изображения юношей и девушек. Изображения юношей – куросы – долго называли архаическими аполлонами. Иногда статуи куросов достигали несколько метров в высоту. Фигура монументальна, моделирована обобщенно, руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед, подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. Юноши изображались обнаженными. Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов воздвигались на площадях городов. Материалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, со второй половины VI в. До н.э. – бронза. Камень и глину раскрашивали, раскраска была условной: борода могла быть синей или Селеной, глаза – красными, но это лишь усиливало общую декоративность.

Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской – проблема задрапированного. Такие фигуры назывались корами (по греч. дева). Чаще всего их находят около Афин, так как коры чаще всего изображали жриц богини Афины. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой – хитонами и пеплосом – как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрыты, «архаическая улыбка» еле намечена.

В эпоху архаики развивалась чернофигурная и краснофигурная вазопись.

Вазопись – декоративная роспись сосудов, орнаментальная или изобразительная. Выполняется обычно керамическим способом, т.е. Специальными красками с последующим обжигом.

 

3. Период классики. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.

Еще в VI в. до н.э. Афины вступили в пору расцвета. В эпоху классики созданы самые значительные памятники архитектуры: храмы, святилища, погребальные сооружения, театры. Театр (от греч. theatron – место для зрелищ, зрелище) – тип архитектурной постройки, предназначенный для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н.э. в Древней Греции, состояли из орхестры (круглая площадка), театрона (места для зрителей) и скены (пристройка для переодевания и хранения реквизита). До IV в. до н.э. театрон и скена были деревянными, позже – каменными. Посещение театра в Древней Греции было делом государственной важности.

В Древней Греции появляется слово «катарсис» (очищение, отделение плохого от хорошего). По мнению Аристотеля, катарсис бывает религиозный, медицинский и эстетический. Все это свидетельствует о том, что искусству в Древней Греции уделяли первостепенное знчение.

В архитектуре V в. до н.э. развивался все тот же тип храма-периптера преимущественно дорического ордера. Пропорции его стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и простоту. Архитектура V в. до н.э. предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой.

Центральным храмом Афинского акрополя был Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат; 447-438 гг. до н.э.). Парфенон – периптер 70х31 м, окруженный 46 колоннами; высотой 10 м, по 8 на портиках и по 17 – на длинных сторонах. В Парфеноне соединены черты дорического и ионического ордеров. Колонны выполнены из мрамора, фронтоны отделаны красным и синим цветом и были позолочены. Все это придавало праздничность и нарядность храму. Внутри Парфенона в восточной части стояла изваянная Фидием 13-метровая статуя Афины Парфенос, Афины-Девы, исполненная в хрисоэлефантинной (хризоэлефантинной) технике. Хрисоэлефантинная техника – это сочетание золота и слоновой кости. Афина представлена в одеянии с изображенными на нем сфинксами и крылатыми конями. Правой рукой она опиралась на колонну, держа 2-х метровую богиню Нику. В левой руке у Афины был щит, лицо Афины, руки, маска медузы Горгоны на груди были выполнены из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней (сапфиров), одежда и оружие – из золота.

Алтарь был на улице. Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю тянулось шествие с дарами богине Афине и с одеждой для нее – пеплосом, который ткали лучшие афинские девушки. Этот праздник назывался Великие Панафинеи. На алтаре убивали священных быков, часть мяса сжигалась для богов, остальное вкушали участники праздника (знатные ученые мужи, олимпионики, воины, почетные граждане, победители различных конкурсов). Пеплос торжественно одевали еще на одну статую Афины, которая выполнена также Фидием, но из бронзы, и стояла на улице. Эта статуя служила для моряков маяком, так как была отполирована.

В хрисоэлефантинной технике была выполнена Фидием и 13-ти метровая статуя Зевса для храма Зевса в Олимпии (448 г. До н.э.). лицо, руки и тело бога были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из драгоценных камней изумрудов величиной с кулак, плащ, сандалии, оливковые ветки на голове, волосы, борода – из золота. Зевс восседал на троне, держа в руках скипетр и фигуру богини победы. Скульптура пользовалась огромной славой, но она погибла в V в. н.э.

В период высокой классики в середине и второй половине V в. до н.э. работал скульптор Поликлет из Аргоса. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Им был написан теоретический трактат «Канон» (мера, правило), где скульптор точно рассчитал размеры частей тела, исходя из роста человека как единицы измерения (например, голова – 1/7 к росту, лицо и кисть руки – 1/10, ступня – 1/6 и т.д.). свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно величественных образах «Дорифора» (копьеносца, 450-440 гг. до н.э.), «Диадумена» (атлета, увенчивающего свою голову победной повязкой, около 420 г. до н.э.) и «Раненой амазонки», предназначавшейся для знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Поликлет воплотил в своих статуях прежде всего образ идеального свободно рожденного гражданина полиса, города-государства Афин.

Позже в истории искусств укоренилось слово «канон».

Канон (гр. kanon – норма, правило)совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений.

Излюбленной темой древнегреческих скульпторов была тема олимпийских игр. Трижды победивший олимпионик имел право заказать свое изображение у самого прославленного скульптора, платил за работу проигравший спортсмен. Совершенную человеческую красоту – вот что стремились воплотить греки в образах атлетов.

До нас дошла фигура дельфийского возничего из композиции, созданной около 476 г. до н.э. неизвестным мастером по желанию одного из победителей в состязаниях на колеснице. Фигура была отлита в бронзе, в зрачке глаз были вставлены цветные камни.

Не менее известна и скультура Мирона «Дискобол» (ок. 460-450 г.г. до н.э.). изображен атлет в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Мирон первый сумел передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры.

Искусство эпохи классики отражало мировоззрение древних греков, для которых идеальным было стремление к духовному и физическому совершенству. Всю их жизнь пронизывало стремление к агонистике (состязательности).

 

4. Греческое искусство в эпоху эллинизма.