рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ

В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ - раздел Экономика, Автономная Некоммерческая Организация Высшего Профессионального Обра...

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

 

В.Н. КОЛЕСНИК

  ИСКУССТВО (МХК)  

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Искусство (МХК)» представляет собой одну из ведущих теоретических дисциплин, формирующих систему эстетических, нравственных и духовных ценностей и ориентиров.

Язык истории художественной культуры является смыслообразующей и объединяющей силой в обществе. Именно история художественной культуры и искусства аккумулирует духовно–нравственный опыт предшествующих поколений.

Цель изучения дисциплины «Искусство (МХК)» состоит в воспитании у обучающихся художественно-эстетического вкуса, развитии толерантности отношения к миру, иным культурным традициям, понимании поведенческой мотивации представителей различных культур. При этом восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой культуры позволяет более качественно оценить ее уникальность и значимость, способствует самоиндентификации обучающихся. Дисциплина способствует формированию умений применять культурологические и искусствоведческие знания в своей профессиональной сфере, создании условий для социально–культурной адаптации специалиста на базовых ценностях мирового и отечественного искусства.

Задачи изучения дисциплины «Искусство (МХК)»:

– формирование целостного представления о «портрете эпохи» с учетом материальной и духовной жизни народа конкретной цивилизации и эпохи;

– освоение педагогического значения пространственных и временных видов искусства для лучшего взаимопонимания между людьми и разных государств и народов;

– формирование бережного и уважительного отношения к памятникам мировой культуры и искусства;

– развитие потребности дальнейшего самостоятельного совершенствования культурологических и искусствоведческих знаний для гуманизации личности специалиста по рекламе;

– обучение основным навыкам культурологического и искусствоведческого анализа художественных памятников (идейного содержания, стилистики, значимости, тематики, сюжета и выразительных средств, таких как общая композиция, образность решения, колорит, техника исполнения, жанр, вид изобразительного искусства, индивидуальный подход мастера в трактовке образа, национальные особенности);

- развитие навыков сопоставлять и оценивать феномены культуры.

Место дисциплины в учебном процессе

Курс знакомит студентов с основными путями развития художественной культуры, художественными направлениями, школами, выдающимися мастерами. В контексте каждого исторического стиля предусматривается знакомство с… По степени интеграции учебного материала наиболее значимы такие дисциплины, как «Философия», «Культурология», «История…

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «художественная культура».

2. Объясните термин «искусство». Почему искусство называют одним из способов познания окружающего мира?

3. В чем заключаются отличительные особенности пространственных видов искусства от временных?

4. Охарактеризуйте пространственные, пространственно-временные и временные виды искусства.

5. Охарактеризуйте временные виды искусства.

6. Раскройте понятие «синтетические виды искусства» (танец, театр, кино, сценография, дизайн, литература).

7. Какова роль искусства в жизни современного человека?

8. Приведите примеры материальной и духовной культуры.

 

Темы докладов и рефератов

1. Художественный образ – основное средство отражения чувственного познания мира.

2. Основные виды духовной деятельности людей.

3. Искусство как один из способов познания окружающего мира.

4. Произведение искусства как характеристика эпохи и как выражение внутреннего мира его творца.

5. Искусство как «времен связующая нить».

6. Виды изобразительного искусства.

РАЗДЕЛ I. Художественная культура

Первобытного мира

Тема 1.1. Художественная культура

Первобытного мира

1. Характеристика понятия «первобытный синкретизм». 2. Миф – основа ранних представлений о мире. 3. Связь первобытного искусства с трудовой деятельностью, верованиями и обрядами.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «первобытный синкретизм». Раскройте связь первобытного искусства с трудовой деятельностью, верованиями и обрядами.

2. Как Вы понимаете высказывание: зверь для первобытного человека был источником жизни, смерти и божеством?

3. Какие виды искусств сложились в первобытном обществе?

4. Охарактеризуйте мегалитическую архитектуру эпохи бронзы.

 

Темы докладов и рефератов

1. Многообразие религиозных представлений первобытных людей: анимизм, тотемизм, магия, фетишизм.

2. Наскальная живопись палеолита и мезолита.

3. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стонхендж.

4. Скифское искусство. Скифы и наш край.

5. Мегалитическая архитектура эпохи бронзы.

 

 

РАЗДЕЛ 2. Художественная культура Древнего мира

 

Тема лекции 2.1. Художественная культура Месопотамии.

2. Монументализм и красочность культовых сооружений. 3. Скульптура Месопотамии. 4. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства.

Тема 2.2. Художественная культура Древнего Египта

 

План лекции

2. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. 3. Своеобразие египетского рельефа и круглой скульптуры. 4. Литература и театр Древнего Египта.

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта. Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона и Нефертити, — он обнимает жену, ласкает ребёнка, совершает прогулки с семьей. Заслуживают внимания работы скульптора Тутмеса, изображающие жену Эхнатона – царицу Нефертити. Портреты отличаются реалистичностью, изысканностью в передаче объемов и романтической приподнятостью образов. Самым известным является портрет, изображающий царицу в головном уборе, символизирующем перевернутую пирамиду. Один глаз в портрете был инкрустирован горным хрусталем. Портрет был незавершен, видимо, по причине большого портретного сходства и боязни, что душа Ка переселится в своего двойника еще при жизни царицы.

Во времена Эхнатона, в Амарнский период искусства, повсеместно строились обелиски. Обелиск – архитектурное сооружение, граненое в сечении, символизирующее луч солнца. Солнце изображали еще в виде крылатого диска на рельефах и фресках.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемниках — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

3. Своеобразие египетского рельефа и круглой скульптуры.

 

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

В Древнем Египте существовали все три вида рельефов: выпуклый, вогнутый и контурный.

Живопись. Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы.

В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются.Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни.

Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

Литература и театр Древнего Египта.

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.

В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Театр Древнего Египта. В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса. Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

 

Контрольные вопросы

1.. Приведите периодизацию истории искусства Древнего Египта.

2. Как отражался заупокойный культ в египетском искусстве Древнего Царства?

3. Почему считалось, что Фараон египтян – бог на земле и бог после смерти?

4. Почему пирамиды в Гизе считаются вершиной архитектурной мысли Древнего Царства?

5. Какие виды рельефов были в искусстве Древнего Египта?

6. Какие прогрессивные тенденции в истории изобразительного искусства сложились в период правления Эхнатона? Охарактеризуйте портрет Нефертити.

7. Что такое канон?

8. В чем особенности пластического искусства и живописи Древнего Египта? Какие основные канонические позы изображения человека в скульптуре, рельефах и живописи Вам знакомы?

.9. Что было положено в основу театральных представлений в Древнем Египте?

10. Охаракетризуйте литературу Древнего Египта.

 

Темы докладов и рефератов

1. Фараоны – живые боги египтян. Комплекс пирамид в Гизе.

2. Сокровища гробницы Тутанхамона.

3. Храм – центр общегосударственного культа фараона.

4. Особенности искусства Среднего и Нового Царства Древнего Египта.

5. Реформа Эхнатона и ее влияние на культуру и искусство Древнего Египта.

6. Сокровища гробницы Тутанхамона.

7. Литература и театр Древнего Египта.

 


Тема лекции 2.3. Художественная культура

Древней Америки

2. Культовая архитектура, рельефы и живопись в искусстве народов Древней Америки.   1. Характерные особенности древнего искусства Америки.

Тема лекции 2.4. Крито-микенская культура

2. Ансамбль Кносского дворца - лабиринт царя Миноса на Крите. 3. Микенское искусство.   Крито-микенское искусство – ранний этап античности.

РАЗДЕЛ 3. Художественная культура Востока

Тема лекции 3.1. Древняя Индия

2. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. 3. Особенности буддийскогорельефа. 4. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.

Тема лекции 3.2. Древний Китай

2. Искусство Древнего Китая.   1. Основные религиозно-философские системы Древнего Китая.

РАЗДЕЛ 4. Античная культура

 

Тема лекции 4.1. Художественная культура Древней Греции

 

План лекции

2. Период греческой архаики. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. 3. Период классики. Парфенон – образец высокой классики и отражение… 4. Греческое искусство в эпоху эллинизма.

Эллинистические искусство — искусство Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Азии, северо-западных районов центральных и южных областей Средней Азии конца IV-I вв. до н.э.

Развитие эллинистического искусства приходится на время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока после завоеваний А. Македонского (334-323 гг. до н.э.).

Различают эллинистическое искусство собственно Греции; искусство, сложившееся на землях, тесно связанных с древнегреческой культурой (Малая Азия, восточное побережье Средиземного моря); искусство Древнего Египта, в котором сосуществовали греческие и египетские традиции.

В эллинистическом искусстве соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство.

Местные художественные традиции по-разному вступали в контакт с культурой эллинов.

На Ближнем и Среднем Востоке взаимодействие греческих и местных элементов первоначально было незначительным; период бурного синтеза, в результате которого возникло искусство Гандхары, Парфии, Кушанского царства, начался после падения власти греко-македонян.

Эллинистическое зодчество отличается стремлением к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения.

В подчёркнутой величественности художественного облика городов (Александрия в Египте, Антиохия на Оронте, Пергам, Приена в Малой Азии, Селевкия на Тигре), построенных по гипподамовой системе с прямоугольной сеткой улиц и принципу функционального зонирования, важная роль отводилась большим колоннадам и монументальным портикам-стаям; в формировании городских центров — царским дворцам, домам для собраний, театрам, святилищам.

Особенность эллинистических городов — величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада.

Архитектурные типы общественных, жилых и культовых зданий восходили к сооружениям эпох греческой архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий — библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инженерные сооружения (Форосский маяк в Александрии).

Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских постройках, сказалось взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на острове Кос, катакомбы Комэш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане).

Своеобразие эллинистического зодчества нашло выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме).

Эллинистический ордер отличается тенденцией к усилению декоративно-оформительских функций за счёт конструктивной.

В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации («псевдокоринфские» капители колонн в Ай-Хануме).

В расширившемся после завоеваний Александра Великого греческом мире искусство принимает космополитический характер, когда греческие традиции смешиваются с местными восточными. В период с 323 (смерть Александра) по 31 г. до н.э. (завоевание Египта Римом) развиваются новые тенденции в архитектуре, решающей крупные градостроительные задачи с масштабной планировкой и возведение монументальных алтарей для старых и новых религиозных культов. В скульптуре, напротив, наблюдается застой, выражающийся в приверженности нормам великих греческих мастеров и появлении так называемого строгого стиля.

В изобразительном искусстве сосуществование противоречивых тенденций проявилось как в различиях художественных школ, так и в разработке черт, наметившихся в греческой скульптуре IV в. до н. э., — экспрессивности пластики Скопаса, лиричности произведений Праксителя, динамичности форм в работах Лисиппа.

Наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, мрамор, II в. до н. э.) существовала тенденция механического подражания классике, порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, нач. III в. до н.э.).

Скульптура перестала служить гражданству, идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность («Лаокоон», мрамор, I в. до н. э., скульпторы Агесандр, Полидор, Атенодор, музей Пио-Клементино, Ватикан).

Характерные для ряда школ эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме (II в. до н. э.), статуе Ники Самофракийской (II в. до н.э.).

Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, гигантских статуй божеств («Колосс Родосский»), гротескных мифологических (сирены, сатиры) или жанровых, интимных (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов».

Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями гедонизма.

О работе эллинистических скульпторов на Востоке можно судить по ряду портретов греко-бактрийских монархов (фрагмент портретной статуи Антиоха, середина II в. до н. э.) и храмовым статуям (изображения их предположительно воспроизведены на монетах селевкидских и греко-бактрийских царей).

 

Контрольные вопросы

1. Объясните значение термина «античность».

2. Какие мировоззренческие ориентиры отражались в представлении об идеале у древних греков?

3. Охарактеризуйте понятия «катарсис» и «агонистика».

4. Каковы основные этапы художественного развития Древней Греции?

5. В чем заключаются особенности эстетического восприятия мира древними греками?

6. Охарактеризуйте эпоху архаики.

7. Как атлетический идеал, рожденный самой жизнью Древней Греции, нашел свое выражение в скульптуре эпохи архаики?

8. Как переводится слово «классикус»? Как в скульптуре этого периода находит воплощение обобщенный образ совершенной человеческой красоты?

9. Охарактеризуйте ансамбль Афинского Акрополя.

10. В чем отличительные особенности искусства эллинизма?

11. Назовите основные типы греческих ваз. Какие Вы знаете стили художественного оформления ваз в различные периоды?

12. Охарактеризуйте художественную ценность произведений эпохи эллинизма на примере Венеры Милосской, Ники Самофракийской и Лаокоона.

13. Какие три памятника изобразительного искусства, вошедшие в 7 Чудес Света, были созданы в эпоху эллинизма? Охарактеризуйте их.

Темы докладов и рефератов

1. Прекрасный и добрый – эстетический идеал Древней Эллады. 2. Отличительные особенности античного искусства (характеристика понятий… 3. Теоретический трактат «Канон» Поликлета и его роль в развитии античной скульптуры.

Тема 4.2. Художественная культура Древнего Рима

План лекции

2. Этрусское искусство, особенности художественного творчества. 3. Искусство Республики. 4. Искусство Империи.

Контрольные вопросы

1. Раскройте отличительные особенности искусство Древнего Рима.

2. Охарактеризуйте периодизацию искусства Древнего Рима.

3. В чем особенности отношения древнего римлянина к жизни, человеку, искусству?

4. Проанализируйте искусство этрусков.

5. Что означает термин «гедонизм»? Как гедонизм отразился в искусстве Древнего Рима?

6. Опишите центральную площадь Рима времен Республики – Форум.

7.Охарактеризуйте основные памятники республиканского периода.

8. Расскажите о классицизме в искусстве эпохи правления Октавиана Августа.

9. Охарактеризуйте развлечения и зрелища древних римлян, происходящие на сцене Колизея.

10. В чем заключаются художественные особенности Пантеона, «Храма всех богов»?

11. Каковы особенности скульптурной практики и исторического рельефа в искусстве поздней Империи?

12. Что дало древним римлянам изобретение бетона? Как это открытие отразилось в архитектуре?

Темы докладов и рефератов

2. Архитектура Древнего Рима как зеркало величия государства. 3. Сходство и различие римского и греческого искусства. 4. Монументальная живопись и скульптура Древнего Рима.

РАЗДЕЛ 5. Художественная культура

Средних веков

 

Тема 5.1. Художественная культура Византии

План лекции

2. Храм Святой Софии в Константинополе. 3. Появление иконописи.  

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются отличительные особенности искусства Средних веков? (Античный мир и христианство).

2. Раскройте особенности Византийской художественной системы.

3. В чем отличие античного храма от христианского храма Византии?

4. Что собой представляет базиликальный тип храма в Византии?

5. Охарактеризуйте крестово-купольный тип храма.

6. Опишите технику византийских мозаичных композиций.

7. Как переводится слово «икона»? В чем сходство и различия иконы с фаюмским портретом?

8. Опишите икону Владимирской Богоматери. Почему Э. Грабарь назвал ее «великой песнью материнства»?

9. Опишите храм Св. Софии в Константинополе.

 

Темы докладов и рефератов

1. Духовные ориентиры средневекового общества. И их влияние на изобразительное искусство.

2. Основные типы христианских храмов, сложившиеся в 4–6 вв.

3. Искусство византийской мозаики и его роль в формировании «внутреннего человека».

4. Сюжеты и образы византийской иконы.

5. История храма Св. Софии в Константинополе.

6. Искусство мозаики.

 

Тема 5.2. Художественная культура Древней Руси

План лекции

2. Характеристика славянского язычества. Влияние языческого мировоззрения на изобразительное искусство. 3. Принятие христианства и влияние этого события на развитие древнерусского… 4. Строительство на Руси христианских храмов.

Контрольные вопросы

1. Какие особенности характеризуют развитие средневековой культуры на Руси? Как они отразились на изобразительном искусстве?

2. Охарактеризуйте славянское язычество. Как языческая символика отражалась в изобразительной деятельности славян?

3. Каким образом принятие христианства повлияло на развитие русской культуры в целом и изобразительное искусство в частности?

4. Охарактеризуйте модель крестово-купольного типа храма.

5. Уже древнейшие памятники каменного культового зодчества Киевской Руси отличались от византийских образцов, которым должны были следовать. Покажите на примере Софийских соборов Киева и Новгорода, в чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?

6. Как известно, росписи православных храмов должны были служить своеобразным Евангелием для неграмотных. На примере стенописи Киевской Софии и других известных Вам храмов расскажите об основных принципах росписи православного храма.

7. Как переводится термин «эйкон»? Расскажите о технике иконописи.

8. Какие сюжеты и образы иконописи сложились в Древней Руси?

9. Охарактеризуйте творчество А. Рублева. Как философия добра и красоты отразилась в иконах А. Рублева?

10. Чем отличается икона от картины, написанной на библейский сюжет?

11. Каким целям служил иконописный канон?

12. Охарактеризуйте технику мозаики на примере Киевской Оранты.

13. Декоративно–прикладное искусство Древней Руси. В чем его особенности?

14. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Как Вы думаете, почему М..Ю. Лермонтов назвал Кремль «алтарем России»?

Темы для докладов и рефератов

2. Влияние византийских канонов на оформление интерьера и экстерьера храмов Древней Руси. 3. Творчество Феофана Грека. 4. Философия добра и красоты в творчестве Андрея Рублева.

Тема 5.3. Художественная культура Западной Европы

План лекции

2. Готическое искусство. 1. Романский стиль. Термин «романский» служит определением европейского искусства XI-XIII вв., когда в наступившей строительной лихорадке…

Контрольные вопросы

1. Назовите главные типы романских сооружений.

2. Что означает термин «донжон»?

3. Сравните романский и готический типы храмов.

4. Объясните термин «стрельчатая арка». В каком стиле активно использовался этот архитектурный элемент?

5. Что означает термин «готика»?

6. Крупнейшим созданием готического художественного мышления был большой городской собор. Объясните, почему?

7. Охарактеризуйте технику витража.

Темы докладов и рефератов

2. Храм–крепость и замок–крепость – наиболее характерные типы романских сооружений. 3. Искусство витража в готическом соборе. 4. Скульптурный декор готического храма.

РАЗДЕЛ 6. Художественная культура эпохи Возрождения

Тема 6.1. Возрождение в Италии

План лекции

Возрождение – одна из величайших эпох мирового изобразительного искусства.

Периодизация искусства эпохи Возрождения.

3. «Отцы» Возрождения. Художественные открытия в Итальянском искусстве в эпоху раннего Возрождения.

4. Отличительные особенности изобразительного искусства Высокого Возрождения.

 

Возрождение – одна из величайших эпох мирового изобразительного искусства.

Гуманистический пафос эпохи наилучшим образом воплотился в искусстве, которое, как и в предшествующие века, ставило своей целью дать картину…

Периодизация искусства эпохи Возрождения.

- вводный период, Проторенессанс («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320 гг.), частично совпадающий с периодом дученто (XIII в.), а также треченто… - кватроченто (XV в.); - чинквеченто (XVI в.).

Контрольные вопросы

1. Раскройте значение понятия «Возрождение» (ренессанс).

2. Сравните антропоцентричность миропонимания в эпоху Ренессанса с теоцентрическим мышлением Средневековья.

3. Охарактеризуйте периодизацию искусства эпохи Возрождения.

4. Кого называют «отцами Возрождения»?

5. Что нового внес в архитектуру Филиппо Брунеллески?

6. Расскажите о скульптуре Донателло.

7. В чем заключаются особенности художественной системы Мазаччо?

8. Кто такие титаны Возрождения?

9. Расскажите о гениальных находках Леонардо да Винчи.

10. Проанализируйте «Джоконду» Леонардо да Винчи как один из первых портретов в европейском искусстве. В чем проявилось новаторство художника?

11. Раскройте яркость и героическое начало скульптурных образов Микеланджело («Давид», «Моисей», «Пьета»).

12. Почему роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце считается подлинным гимном человеку?

13. Каковы достижения Микеланджело как архитектора?

14. Как в произведениях Рафаэля воплотилась мечта о совершенном человеке?

Темы для докладов и рефератов

2. Раннее Возрождение во Флоренции. 3. Новое пространственно-временное восприятие мира. 4. Светский характер изобразительного искусства в Италии.

РАЗДЕЛ 7. Культура XVII в.

Тема 7.1. Барокко

План лекции

2. Лоренцо Бернини – как основоположник стиля зрелого барокко. 3. Специфика русского барокко.  

Контрольные вопросы

1. Объясните термин «барокко» и раскройте эстетические признаки стиля барокко.

2. Какие изменения внес стиль барокко в облик светских и культовых знаний?

3. Какие произведения Л. Бернини Вы знаете? Охарактеризуйте их.

4. Кого из выдающихся представителей голландского барокко Вы знаете? Охарактеризуйте его произведения искусства.

5. В чем специфика русского барокко?

6. Охарактеризуйте творчество Франческо Бартоломео Растрелли.

7. Охарактеризуйте художественные особенности архитектуры и интерьеров Екатерининского дворца в Царском селе.

 

Темы докладов и рефератов

1. Отличительные особенности стиля барокко.

2. Архитектура и скульптура Л. Бернини – типичные формы стиля барокко.

3. Своеобразие фламандского барокко. Творчество П.П. Рубенса.

4. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.

5. Архитектурные ансамбли Рима.

6. Своеобразие русского барокко.

 

Тема 7.2. Классицизм

План лекции

2. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.   1. Классицизм – ведущий творческий метод идеологии Просвещения.

Контрольные вопросы

1. В искусстве какой страны стиль классицизм черпал образцы идеальной красоты?

2. Что означает термин «классицизм»?

3. Назовите живописцев, которые работали в стиле классицизма.

4. Охарактеризуйте художественную манеру Николы Пуссена.

5. Проследите, как в ансамбле Версаля – блистательной резиденции французских королей – сочетаются стили барокко и классицизм.

Темы докладов и рефератов

2. Классицизм во французском искусстве Николо Пуссен. 3. Кодекс классического подхода к изобразительным искусствам. 4. Живопись классицизма.

РАЗДЕЛ 8. Художественная культура XVIII- первой половины XIX века

Тема 8.1. Рококо

План лекции

2. Развитие и распространение стиля рококо. 3. Стиль рококо в различных отраслях художественно-промышленного…  

Контрольные вопросы

1. В какой стране и в какой период появился архитектурный и декоративный стиль рококо?

2. Охарактеризуйте «галантины» представителей французского рококо: Ж.Ватто, Ф. Буше, Ж. Фрагонара.

3. Охарактеризуйте моду эпохи рококо.

4. В чем специфика английского рококо?

5. Прикладное искусство эпохи рококо (появление фарфора).

6. В чем особенности галантных празднеств Антуана Ватто?

 

Темы докладов и рефератов

1. Влияние социально-экономических условий французского абсолютизма на развитие искусства.

2. Франция – главный центр искусства рококо.

3. Живопись Э. Ватто, Ф. Буше.

4. Рокайльная изысканность композиций О. Фрагонара и Дж. Шардена.

5. Английское рококо.

6. Интерьер рококо.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н. Дмитриева. – М. : АСТ-Пресс : Галарт, 2008. – 624 с.

2. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – 3-е изд., испр. – М.: Academia, 2007. – 366 с.

3. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 494 с.

Дополнительная

2. Колесник В. Н. История изобразительного искусства [Текст] : метод. рек. по преподаванию дисциплины у студентов СПО спец. «Релама» / В.Н.… 3. Колесник В. Н. История изобразительного искусства [Текст] : сб. тестов для… 4. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. с итал. Т.М.…

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

www.artrussia.ru, www.arthistory.ru, http://master.parnas.ru , www.museum-online.ru, www.jivopis.ru , www.artprojekt.ru, www.museum.ru и др.   5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСКУССТВО (МХК)

СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Абсурдизм (лат. «нелепый») – течение в европейской литературе, главным образом в драматургии и театре, возникшее в начале 50-х гг. ХХ века.… Авангард - русский авангард (от фр. avant-garde – передовой отряд). Термин… Авангардизм (фр. «передовой отряд») – художественное явление XX века, которое объединило различные школы и направления…

– Конец работы –

Используемые теги: колесник, кооперации, экономики, прав0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В.Н. КОЛЕСНИК. КООПЕРАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ПРАВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Понятие права и правовой нормы. Виды и структура правовой нормы. Понятие и виды юридической ответственности
Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государствам… Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением… Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время. Идея о…

Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского права
В науке конституционного права сложилась методолгия определения... Прежде всего нормы кп регулируют основы конституционного строя см главу Конституции Исключительно в предмет...

Предмет и метод административного права, его соотношение с другими отраслями права. Система административного права
Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции… Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление)… Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.

Понятие отрасли конст. права, её предмет и метод, структура. Место конституционного права в системе Рос. права
Следует различать межд дог ры и соглаш я закл РФ с др суверенными гос вами и внутр дог ры и соглаш я закл м у Фед й и ее суб тами или м у... Юр прецедент также относится к числу исторически устоявшихся ист ков права... Под обычаем как разновид ю соц нормы понимается правило повдения сложившееся на основе пост и единообразного...

Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти как субъекты административного права: правовой статус, полномочия и правовые отношения
Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он… Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою…

Краткий конспект лекций о курсу “Мировая экономика”, “Мировая экономика и международные отношения”, “Международная экономика”
по курсу Мировая экономика Мировая экономика и международные отношения Международная экономика для всех специальностей ЭФ... Тема Современное всемирное...

Имущественные права как объекты гражданских прав. Понятие и виды объектов гражданских прав
Понятие и виды объектов гражданских прав...

Понятие уголовного права: науки и отрасли. Предмет и метод уголовного права. Задачи уголовного права
Понятие уголовного права... Задачи науки уголовного... Предмет уголовного...

Понятие арбитражного процессуального права. Предмет, метод и система арбитражного процессуального права как отрасли права
Источники арбитражного процессуального права разнообразны и делятся на два основных вида законы и подзаконные нормативные акты В соответствии со... Выделяют несколько видов источников... Основания и формы участия прокурора в арбитражном процессе Основания и цель участия в арбитражном процессе органов...

Б1. 1. Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права РФ. Соотношение уголовного права с другими отраслями права
Действие уголовного закона в пространстве это вопрос определения территории на которой применяется уголовный закон определения места совершения... Территориальный принцип действия уголовного закона в котором находит... Исключение согласно УК представляют лица пользующиеся дипломатическим иммунитетом Вопрос об уголовной...

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам