План лекции

1. Античный мир и христианство. Искусство Византии.

2. Храм Святой Софии в Константинополе.

3. Появление иконописи.

 

1. Античный мир и христианство. Искусство Византии.

Новые тенденции в римском прогрессивном искусстве появляются с возникновением христианства, особенно при императоре Константине, во время правления которого прекращается преследование христианства. По политическим соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город Константинополь. Так, некогда великий город Рим, столица античного мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии. На этом завершается история античного мира, но не исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья, которое создаст свой, принципиально иной художественный язык, рожденный принципиально новым мировоззрением и миропониманием.

Римская культура сформировала новую систему мышления, в которой торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и рациональность, подготовив тем самым почву для формирования и культуры средневековья, и культуры Нового времени.

V в. принято считать началом новой эпохи – феодальной формации, названной в истории Средними веками и охватывающей по времени более тысячелетия с V до середины VII в. (от падения Западной Римской Империи до начала революции в Англии и Нидерландах).

Средневековое искусство возникло и существовало па почве феодализма, более прогрессивной общественной формации по сравнению с рабовладельческим строем. Художественная культура феодального общества, отличаясь в нравственном содержании от этических и эстетических идеалов античности, внесла в мировое искусство неповторимый вклад.

Утверждение феодализма сопровождалось развитием местных производительных сил, распространением культурных завоеваний в отдаленные от больших центров города и селения. Культура проникла в широкие слои общества глубже, чем в древнем мире, в искусстве сильнее ощущались, народные представления и ярко выражала себя живая струя мифологического по характеру реализма, непохожего на античный. На протяжении средних веков в Европе, Азии, Северной Африке образовались огромные этнические группы народов, а затем нации, которые до сих пор населяют земли этих материков. В средние века были заложены основы их национальных культур и возникло множество местных школ, прямые традиции которых продолжают жить и теперь в искусстве современных наций. Это было время расцвета искусства масс: неистощимая фантазия народа, его поэтическое отношение к миру особенно ярко проявлялись в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на основе которых возникло монументальное синтетическое искусство средних веков. Фольклор получил особенно широкое развитие в искусстве внеевропейских народов.

Искусство средних веков в Западной Европе обращалось ко всему обществу, к народу. Церковь стремилась быть «всеобщей» — она обращалась к человеческому коллективу в целом и каждому члену общины в отдельности. Воспитывающие религиозные идеи должны были дойти до всех. Теоцентризм мышления (Бог в центре) – отличительная особенность эпохи Средневековья. Античного раба, стоявшего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при всем своем бесправии признавался членом гражданского коллектива. Сознание народных масс изменилось. Мысль о равенстве людей, зародившаяся в период кризиса рабовладельческой системы, воспоминания о жизни свободного франкского крестьянина возрождались в средневековых ересях, распространявшихся на огромные области. Средневековое крестьянство, объединенное в общины, горожане — в городские коммуны, сплоченно выступали против феодалов. Внутри феодального общества зрели силы, которые привели его к разрушению к и к рождению нового общественного уклада.

Религиозные догматы христианства, буддизма, мусульманства накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религии средневековья освящали феодальный строй с его сословной иерархией, оправдывали страдания народа. Однако в недрах средневековой схоластики, в спорах философов Западной Европы, в науке народов Ближнего и Среднего Востока, в борьбе религиозных течений Китая и Индии раскрывались новые важные стороны восприятия мира, углублялось его познание. На смену представлению о мире как о чем-то завершенном и гармоничном пришло восприятие действительности в ее драматической сложности, в ее вселенском грандиозном масштабе. Средневековье создало иное понимание человека и меры его ценности, чем античность.

В христианстве возникло учение о существовании двух миров — высшего божественного, духовного и низшего мира земной реальности, являющегося лишь его отражением; обнажились и противоречия между двумя природами человеческой натуры — духовной и телесной, материальной, Образ человека в искусстве утратил разумную ясность и внутреннее равновесие, характерное для античных героев. Но духовный мир человека обогатился, в нем было открыто многообразие чувств и переживаний, порой поражающих драматизмом, жаждой совершенствования. Образы, созданные безвестными художниками средних веков, воздействуют то силой внутренней сосредоточенности и философского самоуглубления, то страстностью духовных порывов, высоким духовным подъемом, то мечтательностью или гармоничной созерцательностью.

Расширяется и сфера явлений, отображаемых в искусстве. Задачей философов и художников стало познание вселенной в ее необъятных всемирных и космических масштабах, в совокупности множественных явлений жизни. Эта познавательная цель, хотя и была облачена в религиозную форму, возбуждала в человеке потребность реального знания о вселенной на земле. Вместе с тем человек в сознании людей перестал быть центром мироздания. В нем видели лишь частичку вселенной, подчиненную ее неведомым силам. Отдельные явления жизни приобрели поэтому значительность, поскольку рассматривались как проявления величия целого.

Всеобъемлющий взгляд на мир нашел отражение в огромных синтетических ансамблях, в грандиозных храмах с сотнями статуй и множеством росписей. Новая концепция синтеза искусств, порожденная драматической динамикой и одухотворенной страстностью искусства Западной Европы — крупнейшее завоевание средневековья.

Средневековое искусство по своим формам являлось религиозным, символическим, отвлеченным. Художники создавали произведения для церкви (христианской, буддийской, мусульманской). Светское искусство существовало, но не оно определяло характер художественной культуры этой эпохи. Само мышление людей средневековья было религиозным. Это накладывало отпечаток на все формы жизни общества и ограничивало возможности искусства.

Христианская религия проповедовала, что все земное — лишь слабое отображение небесного, что земное ничтожно по сравнению с загробной жизнью. Искусство не должно было следовать природе — презрение к земному миру во имя повышенной одухотворенности вело к нарушению в искусстве привычного сходства с натурой и обращению к символам, аллегориям для выражения больших идей. На Среднем Востоке мусульманство запрещало в религиозных памятниках изображение человека.

Содержание средневекового искусства не ограничивалось, однако, только областью официальных религиозных идей. В христианстве, буддизме, мусульманстве жили и идеи и чувства, непосредственно связанные с жизнью, с идеалами, нравственными представлениями и стремлениями народа. Народная традиция утверждала, что каждое явление природы — воплощение божества, что весь материальный мир природы одухотворен и поэтому оправдан; а в каждом человеке заключено нечто священное, что делает его в известном смысле равным королю. Языческие верования, сохранившиеся в народе, мифология, фантазия, поэтическое отношение к миру определили силу и яркость образов средневекового искусства, их художественную ценность. В искусстве получили широкое развитие нравственный идеал материнства, темы страданий, стоического мужества человека, устремленности его к совершенству, красоты природы и мироздания. Чувство любви в средневековом обществе впервые приобрело такую степень интенсивности и продолжительности, которых не знал человек древнего мира. Рыцарская любовь создает куртуазный рыцарский роман, рыцарскую лирику трубадуров. Средневековье обнаруживает в мире зло и уродство — в искусстве разрабатывается проблема характерного, безобразного, имеющего в отличие от прекрасного бесконечное разнообразие проявлений. Тем самым для искусства открывались новые перспективы.

Культура средневековья исключительно богата и разнообразна. Развитие феодальных отношений привело к возникновению многочисленных центров культуры в различных частях мира, находившихся во взаимодействии.
Искусство многих государств Европы и Азии (Древней Руси, Китая, Индии) достигло в это время высокого развития. У некоторых народов, например Китая, именно в эпоху средних веков оно пережило настоящий расцвет; интерес к разнообразным сторонам жизни породил развитие пейзажа, натюрморта, бытового жанра, портрета. В то время как в византийском искусстве сильны черты аскетизма, отрешенности от всего земного, в искусстве Индии ярко проявляется чувственное восприятие мира, ощущение мощного, стихийного начала природы. Поэтически красочное отображение жизни и ее чувственных радостей отличает восточную миниатюру.

Высшие достижения средневековья воплотились в монументальной архитектуре. Она выражала не только религиозно-фантастические стороны сознания, но и олицетворяла творческую волю человека, могущество труда большого коллектива. Византийские храмы, романская и готическая архитектура Европы, арабские мечети, дворцы и храмы Индии, Китая принадлежат к классическим сокровищам мирового искусства.

Искусство Византии.

Византия — это государство, возникшее на обломках античной рабовладельческой цивилизации в восточной части Римской империи в результате ее распада. Естественно, Византия унаследовала многие традиции греко-римской художественной культуры. Однако в новых исторических условиях эти традиции получили совершенно иное развитие.

В средневековье в Византии складывалось феодальное общество с его сословной иерархией. Общественная и культурная жизнь страны подчинялась деспотической власти императора и церкви. Жизнерадостная мифология античности была вытеснена аскетическими идеалами христианской религии. Религиозная идеология ограничивала кругозор художников, сковывала их творческие искания. И все же искусство Византии, озаренное отблеском великой культуры античности, оставило нам немало памятников непреходящей художественной ценности. В VI в., при императоре Юстиниане I, Византийская империя достигла расцвета. Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу империи Константинополь (ныне Стамбул) украсили новые постройки — Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм св. Софии (храм Премудрости), воздвигнутый в 532—537 гг. архитекторами Аифимием из Тралл и Исидором из Милета.

 

2. Храм Святой Софии в Константинополе.

Храм св. Софии построен по типу базилики, т. е. прямоугольного в плане здания, разделенного внутри колоннами на несколько частей — нефов. Увенчан храм грандиозным куполом, имеющим в диаметре 31,5 м. В его основании прорезано 40 окон. Если смотреть на купол изнутри, то кажется, что он парит над головами молящихся. И купол, и огромное пространство внутреннего помещения, и разноцветная мраморная облицовка стен — все это способствовало торжественности богослужений, внушало мысли о могуществе церкви.

Наряду с религией искусство прославляло власть императоров. Стены церкви Сан-Витале (ок. 547) в итальянском городе Равенна, тогда входившем в Византийскую империю, украшают всемирно известные мозаичные изображения императора Юстиниана I и его супруги Феодоры в сопровождении их придворной свиты. Торжественная строгость поз, пышность одеяний не помешали художнику верно передать здесь портретное сходство, создать очень выразительные образы.

Византийцы усовершенствовали технику мозаики. Они исполняли ее из цветного стекла – смальты – вместо античной мозаики из морской гальки или кусочков мрамора. Кусочки смальты клали под определенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающего таинственность мистичность настроения.

В VII в. в Византии ослабляется централизованная власть императора. И все отчетливее проявляются собственные традиции искусства различных народов, включенных в орбиту Византийской империи,— народов Малой Азии, Грузии, Армении, славян Балканского полуострова и др. Придворное столичное искусство Константинополя стало менее блестящим. Огромные соборы типа базилик уступают место небольшим храмам так называемого крестово-купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане).

Монументально-декоративная живопись дала в это время такие прекрасные образцы, как фрески римской церкви Санта-Мария Антиква и радостные живописи мозаики церкви Успения в Никее (разрушены в XX в.).

 

3. Появление иконописи.

В Византии особенно широкое развитие икона.

Икона (греч. «образ», «изображение») – живописные, резе рельефные изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий священной истории, служащие предметами религиозного почитания как образы, которые возводят чувство молящихся к изображаемому первообразу.

Первые иконы писались восковыми красками на деревянных досках. Персонажи сохраняли погрудность и фасность изображения. Техника энкаустики (восковые краски) была заимствована от фаюмских портретов.

Фаюмский портрет – заупокойные живописные портреты в Древнем Египте в технике восковой живописи на доске, вставлялись затем в бинты мумий на месте лица умершего. Помимо техники изображения, иконы и фаюмские портреты объединяла погрудность и фасность изображения, но эти два вида искусства имели большое различие, а именно, фаюмские портреты изображали конкретного человека, а на иконах изображались Иисус Христос, Богородица, святые и события священной истории.

В VIII — IX вв. изобразительное искусство Византии во многом изменилось в связи с вступлениями иконоборцев, т.е. противников почитания икон и других священных изображений.

Под влиянием иконоборцев в живописи шире вошли светские темы. И несмотря на победу церковников в этой борьбе, несмотря на то что искусство становилось все более далеким от жизни, условным, иконописцы нередко воплощали в «священных» образах напряженную духовную жизнь, истинно человеческие чувства. Так, в прославленной иконе «Владимирская богоматерь» (XII в.) сила выражения глубокого материнского чувства доныне потрясает зрителя.

Лишенный возможности свободно выбирать образы и темы, византийский мастер направлял свои усилия на совершенствование манеры изображения, достигая высокого мастерства линий, красок и композиции.

Новый расцвет искусства Византии падает на периоды македонский (середина IX — середина XI в.) и комниновский (середина XI — конец XII в.), названные так по именам императорских династий. В архитектуре этого времени преобладали постройки крестово-купольного типа (храмы Килиссе-Джами в Константинополе, XI в., Феодоры в Афинах, XI в., Пантелеймона в Солуни, XII в., и др.. В XI — XII вв. были созданы прекрасные по художественному мастерству памятники монументальной живописи — мозаики церквей Луки в Фокиде, Неа Мони на острове Хиос, Дафни близ Афин и др. Развивалась миниатюрная живопись, богато украшавшая рукописи. Процветало прикладное искусство: резьба по слоновой кости, эмаль, ювелирное искусство, украшение тканей.

Последний расцвет искусства Византии совпадает с временем правления династии Палеологов (1261—1453). Вновь возрождаются античные традиции. В изобразительном искусстве сквозь догматику религиозных образов пробивается живое человеческое переживание, взволнованность чувств. В мозаиках и фресках церквей Кахрие-Джами (Константинополь), Метрополии, Пантанассы и Поривлопты (все три — в Мистрe, Греция) эта тенденция проявилась особенно наглядно. И все же творческие силы Византии иссякали. Недаром замечательный живописец палеологовской эпохи Феофан Грек (1330-е годы — ок. 1410) покинул Византию и обрел новые творческие возможности на Руси (1370-х годов), ставшей для него второй родиной. В области же архитектуры эпоха Палеологов не дала принципиально новых решений. Застойность общественного и культурного развития Византии облегчила завоевание ее турками: в 1453 г. Византийское государство перестало существовать.

Прогрессивные элементы традиций византийского искусства получили дальнейшее развитие уже в искусстве других государств, в частности Древней Руси, народов Балканского полуострова, Италии, Кавказа.