План лекции

1. Романское искусство.

2. Готическое искусство.

1. Романский стиль.

Термин «романский» служит определением европейского искусства XI-XIII вв., когда в наступившей строительной лихорадке оно достигает своего наиболее яркого расцвета Храм является главной формой романской архитектуры, с ним связано и возрождение каменной скульптуры. Характерной чертой в культуре той эпохи является также лидирующая роль монастырей и религиозных орденов, распространение техник художественного ремесла, приемов книжной живописи. Монументальная и станковая живопись достигают подлинных высот во фресковых росписях и картинах на дереве.

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.).

Параллельно с расширением движения за реформирование монашества во Франции развивается архитектурный процесс вырабатывая характерные черты региональных школ, в частности Нормандии и Прованса. В Бургундии различаются три группы; постройки, ориентированные на Клюни III, группа Везле и цистерцианское направление (Фонтенз). В скульптуре главными школами выступают лангедокская и бургундская; более поздней является провансальская.

В долине Рейна в романский период активно действует влиятельная архитектурная школа, высокий уровень которой подтверждают соборы в Шпейере (самый большой романский собор в Европе), Трире, Констанце, Майнце, Вормсе; церковь в аббатстве Мария Лаах, позднероманские соборные церкви в Кельне и Бонне. Больших высот достигают скульптура, миниатюра, станковая живопись, художественное ремесло по металлу и ковроткачество.

 

2. Готический стиль.

Готика (ит. gotico - букв. готский, связанньй с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе.

Готический стиль в архитектуре возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития.

И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы.

Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.

В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Родиной готической архитектуры считается Франция.

Первой готической постройкой стала церковь при монастыре Сен-Дени.

Основа здания строится из прямоугольных ячеек, называемых травями. Трави ограничены четырьмя столбами и арками, вместе с арками-нервюрами образующие остов крестового свода, который в свою очередь заполняется небольшими легкими сводами.

Особенными и самыми прекрасными украшениями соборов служили витражи. Витраж (фр. застекленные окна или стеклянная дверь, перегородка) – картины или орнаментальные композиции, выполненные из стекла или другого материала, пропускающего свет, и использующиеся в декоративных целях, главным образом как заполнение оконных, реже дверных проемов.

Великолепие этих произведений живописи бесспорно. Переливающиеся всеми цветами радуги, сверкающие под светом солнца они играют роль драгоценных камней. Секрет долговечной яркости и сияния витражных окон не разгадан до сих пор, что окутывает их легкой таинственной дымкой.

«Роза» — так называют большое круглое окно в центре собора. Название подобрано не случайно.

Нежными лепестками служит круговой узор, исходящий из центра окна. Конечно стекло «розы» являет собой бесподобное сочетание сверкающих красок.

Расширяется и по-новому обстраивается общественными зданиями городская площадь.

Среди этих построек главное место принадлежит ратуше или собору.

Основное место в готической архитектуре занимают религиозные постройки — соборы. Готический собор представляет собой слияние множества шедевров.

Именно здесь соединяются непостижимое архитектурное мастерство, грандиозные произведения скульптуры и великолепие живописи.

Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными каменными кружевами, будто теряются в небесах, поглощенные дымкой облаков. Гигантские размеры фасада создают ощущение космического пространства.

Острость, тонкость и грациозность форм придают постройке особенную легкость и воздушность. Силуэт здания будто готов оторваться от земли и воспарить.

В готической архитектуре была изобретена новая, неизвестная в прошлом конструкция свода, отличающаяся исключительной легкостью, ажурностью и многообразием форм.

В конструкцию свода включалась система несущих арочек из особого прочного камня, называемых нервюрами. Повсюду, где только возможно, вводится скульптура. Характерно, что в скульптурные ансамбли включаются фигуры фантастических чудовищ - химер. Эти чудовища были данью церковникам, которые яростно сопротивлялись возникновению наук в поздний период средневековья (XIII - XIV вв.). Таким образом, в готическом изобразительном искусстве преобладающие и модные цвета - желтый, красный, синий. Линии стиля готика - стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии. Форма - прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы. Характерные элементы интерьера - веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру. Конструкции стиля готика - каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций. Окна - вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна. Двери - стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые

Выдающимися памятниками готической архитектуры являются:

- собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари (начало строительства 1163 г., конец - XIV в.);

- собор в Реймсе, Франция. Начат в 1211г., закончен в 15 веке. « Реймский (длина 150 метров, высота 80 метров), один из крупнейших и высоких готических соборов;

- Cобор в Шартре, Франция. Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена);

- жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры Собор Дуомо — наиболее значительный памятник готического стиля в Италии. Строительные работы начались в 1386 под покровительством миланского герцога Висконти, который привлек к работе немецких мастеров, что вызвало немало раздоров и частую смену архитекторов (до 1402 более 50 человек);

- Сиенский собор (Италия). Его величественный западный фасад, спроектированный Джованни Пизано, являет великолепный образец итальянской готической архитектуры. Храм был освещен 18 ноября 1179 года. Закладка собора относится к 1220-м годам. На его месте находилась более древняя постройка;

- Костел Св. Анны - шедевр зрелой готики Литвы, памятник архитектуры - построен в конце XV века, впервые в письменных источниках упоминается в 1501 г. После пожара в 1564 г. он был отстроен, открыт в 1581 г. С тех пор за 400 лет своего существования - его внешний облик больше не менялся.