Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Искусство (МХК)» является одним из важнейших теоретических предметов, формирующих мировоззрение студентов, играет важную роль в духовном, профессиональном и эстетическом воспитании. Учебное пособие предусматривает последовательное изучение мировой и отечественной культуры и искусства, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Материал пособия следует логике исторической линейности – от культуры в первобытности до постмодернизма XX века и построена на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы.

Курс знакомит студентов с основными путями развития художественной культуры, художественными направлениями, школами, выдающимися мастерами.

В контексте каждого исторического стиля предусматривается знакомство с пространственными и временными видами искусств, что позволяет обучающимся более масштабно осознать характерные черты эпохи и культурных ареалов, прочувствовать атмосферу времени.

По степени интеграции учебного материала наиболее значимы такие дисциплины, как «Философия», «Культурология», «История Отечества», «Литература», «Этика», «Эстетика», «Коммуникативная культура личности». С другой стороны, изучение данной дисциплины создает основу для изучения ряда дисциплин учебного плана, имеющих специальную направленность, таких как «Живопись, техника и технология», «Цветоведение», «Пластическая анатомия», «Рисунок», «Основы композиции».

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате изучения данной дисциплины студент должен иметь системное представление

– о художественной практике прошлых эпох и настоящего времени;

– об отношении художника, скульптора, архитектора к конкретной социальной действительности;

– о взаимосвязи художественной деятельности человека и ее результатов с конкретной исторической ситуацией;

– о разнообразных проявлениях художественного гения различных народов и наций;

знать:

– основные виды и жанры искусства;

– искусство древних цивилизаций;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

– великие стили изобразительного искусства (романский и готический стили, стиль возрождения, барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и модерн);

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусств;

уметь:

– применять полученные знания в практической деятельности;

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

– анализировать различные произведения изобразительного искусства;

– целенаправленно использовать анализ пространственных видов искусств в творческой деятельности в воспитательных целях;

– взвешенно и бережно относиться к использованию изображения мировых шедевров в современной деятельности;

владеть:

– практическими навыками непосредственного культурологического и искусствоведческого анализа (стилистики, значимости, тематики и сюжета, выразительных средств);

– навыками саморегуляции и критического мышления;

– навыками постижения произведения искусства с нескольких позиций (например, с учетом специфики искусства русской иконописи постигать ее с вероучебной, эстетической и философской позиций).

Все это позволит будущим специалистам сформировать умения применять культурологические и искусствоведческие знания в своей профессиональной деятельности и владеть культурой научно–теоретического мышления.

В учебном процессе используются различные активные формы обучения (посещение музеев, деловые игры, эксперимент–игра: «Определи по фрагменту», «Ассоциативный портрет художника», тесты и т.д.)

 

Тема лекции:

Введение в курс «Искусство (МХК)»

План лекции:

1. Характеристика понятия «художественная культура».

2. Искусство как один из способов познания окружающего мира.

3. Пространственные и временные виды искусства.

 

1. Характеристика понятия «художественная культура».

Понятие «культура» развивалось исторически (от латинского слова cultura – возделывание земли, обработка, развитие, почитание). Уже в трудах римского общественного деятеля, оратора Цицерона (106 – 43 годы до н.э.) встречается толкование этого понятия как «обработка, совершенствование души». Со временем термин начинает употребляться в значениях «воспитание», «образование», «самосовершенствование».

К настоящему времени существует более 500 определений культуры. Ученые разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Во вторую – определения, связывающие культуру с традициями или социальным наследием общества. В третьей группе подчеркивалось значение и роль человека для культуры и правил культуры, организующих человеческое поведение.

В повседневной жизни понятие «культура» также употребляется в нескольких значениях.

Культура – это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфичных для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства.

Понятие культуры характеризует мир человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с ним. Человек – это субъект культуры: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

Культуру подразделяют на материальную и духовную.

В качестве духовной культуры выступают явления, связанные с сознанием, с интеллектуальной, эмоционально-психологической деятельностью человека, – язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п.

Материальная культура – это воплощение материализованных человеческих и общественных потребностей. Материальная культура включает в себя все материальные предметы и технологии, созданные человеческими сообществами, совокупность материальных благ, созданных людьми.

Культура выполняет в жизни общества важные функции. Это гуманистическая, познавательная, регулятивная, семиотическая, ценностная функции, а также функция трансляции социального опыта.

Культура «вбирает» в себя сведения, предметы, нравы, обычаи всех времен и народов, поэтому она позволяет оставаться непрерывной связи между поколениями. Благодаря книгам, картинам, музыкальным произведениям, мы знаем о жизни наших предков, можем – на основе имеющихся сведений – реконструировать другие эпохи, даже те, которые были за сотни тысяч лет до нашего появления! Культура – это и знания человека. Через культуру мы познаем мир: учимся узнавать явления и события, определять характеристики, исследовать сходства и различия. Культура помогает нам стать образованной, интеллектуальной личностью, которая не прерывает свое самосовершенствование.

Регулятивная функция науки – это функция развития и укоренения в обществе морали и права. Мораль и право являются важнейшими понятиями цивилизованной жизни человека. Мораль и право делают жизнь в человеческом обществе стабильной, не позволяют мелким конфликтам «перерасти» в войны, регулируют отношения между людьми. Мораль – это нравственные законы, духовная опора каждого человека. Мораль не позволяет убивать людей, обижать их, угнетать, совершать антигуманные действия и др. Право – законное закрепления морали: за преступления люди наказываются – в зависимости от степени тяжести содеянного ими. Право – это не только запрет, но и свобода одновременно: право не только запрещает, но и защищает. Мораль и право тесно связаны с культурой, поскольку они прошли долгий этап становления, прежде чем обрели современную форму.

Семиотическая (знаковая) функция культуры проявляется в создании специализированной системы знаков, которая позволяет человеку познавать мир музыки, живописи, театра. Для того чтобы понимать искусство, мало видеть картину или сюжет произведения – нужно знать символику текста или полотна, уметь читать между строк, «видеть» сквозь краски. Ведь искусство мыслит образами! Их нужно уметь «читать».

Ценностная функция культуры состоит в том, что культура отражает качественное состояние общества, его нравственное и интеллектуальное содержание, выступает критерием нравственной оценки.

Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности, включая продукт и процесс этой деятельности. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.

Понятие «художественная культура» по объему шире, чем понятие «искусство».

 

2. Искусство как один из способов познания окружающего мира.

Искусство – эта сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; это один из способов эстетического освоения мира.

Иску́cство (лат. eхperimentum — опыт, проба) -образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Искусство — особая форма общественного сознания и творческой деятельности человека; отражение действительности посредством художественных образов. Искусство является своеобразным зеркалом общества и эпохи, образной памятью человека. Оно возникло давно. Люди рисовали, украшали свое жилище, пели, танцевали, не помышляя о том, что они занимаются искусством. Оно было тесно связано с трудом и бытом древних людей.

Искусство есть одновременно и сознание, и познание, и общение между людьми. Оно разделяется на 3 основных вида:
1) пространственные (пластические), которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимающиеся зрением;

2) временные;

3) пространственно-временные.

История искусств – раздел искусствознания, изучающий процесс развития изобразительного искусства с момента его зарождения до наших дней на основе оценки творчества художников и анализа художественных произведений.

 

3. Пространственные, временные и пространственно-временные виды искусства.

Пространственные виды искусств – это живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративное искусство, художественная фотография. Их называют еще пластическими видами искусств. Подробнее эти виды изобразительного искусства рассмотрим в третьем вопросе данной лекции.

По-английски fine arts — пространственные искусства, зрительные искусства, изящные искусства - виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаются путем обработки вещественного материала и существуют в пространстве. К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративное и прикладное искусство) а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.

Как и другие виды искусства, пространственные искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием (скульптура и декоративно-прикладное искусство) и находятся в реальном пространстве. Этим они существенно отличаются от произведений других видов искусств (литературы, музыки), где произведения воспринимается в основном слухом, и длятся во времени.

Не следует путать пространственные искусства с хореографией, в которой большую роль играет пластика человеческого тела. В пространственных искусствах пластика объемов, линий, форм также имеет существенное значение, именно поэтому они и получили свое название. Кроме того, лепка, по-другому называющаяся пластикой, тоже входит в эту группу искусств.

Пространственные искусства называются с XVIII века прекрасными или изящными — этим подчеркивается их чувственная красота, совершенство образов. Вместе с тем пространственные искусства особенно тесно связаны с глубокой древности с материальным производством, обработкой и оформлением среды жизни человека и окружающего его предметного мира, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.

Пространственные искусства связаны с идейными и общественными движениями своего времени.

Как род художественной деятельности пространственные искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности. Пространственным искусствам, особенно живописи, доступен самый широкий круг тем.

Пространственные искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию друг с другом: архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах); живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т.д.

Пластические искусства включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой (цветомузыка), впервые осуществленные русским композитором А. Скрябиным.

В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пространственные искусства могут даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство, мультипликационные фильмы).

Но в основном образная структура произведения пространственного искусства строится пластическими средствами (пластика, объем, форма, цвет и т.д.).

К временным видам искусства относят:
1) музыку;

2) художественную литературу.

Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка может передавать эмоции, чувства людей, что выражается в ритме, интонации, мелодии. По способу исполнения она делится на инструментальную и вокальную.

Художественная литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь. Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова».
К пространственно-временным видам относятся:
1) танец;
2) театр;
3) киноискусство;
4) эстрадно-цирковое искусство.

Танец — вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец делится на бытовой и сценический.

Театр — вид искусства, специфика которого заключена в сценическом действии, возникающем в процессе игры актеров перед зрителями. Истоки театра лежат в древних игрищах охотников, в массовых народных образах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, а в опере и оперетте — режиссера и дирижера), совместными усилиями актеров, художника, композитора.

Киноискусство — вид искусства, произведения которого (фильмы или кинокартины) создаются с помощью киносъемки реальных, или специально инсценированных, или с привлечением средств мультипликации событий, фактов, явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительные искусства и музыку.

Цирк — вид искусства, специфика которого заключается в создании художественных образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Он связан с другими видами искусства, в частности, с театром, музыкой. Цирковое представление включает в себя клоунаду, дрессировку животных, иллюзионизм, жонглирование, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику и т.д.

Искусство способствует духовному росту человека, помогает разобраться в многих сложных вопросах жизни, а порой и определить свое место в мире. Каждое из конкретных искусств имеет свои особенности и способы воздействия на зрителя, что позволяет ввести специальное понятие — виды искусства. Это исторически сложившиеся, устойчивые формы его существования. К жизни виды искусства были вызваны потребностью человека охватить и освоить мир во всем его богатстве. Каждое конкретное искусство обладает определенными особенностями и возможностями — тем, что составляет его главную силу и преимущество перед другими искусствами.