План лекции

1. Классицизм – ведущий творческий метод идеологии Просвещения.

2. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

 

1. Классицизм – ведущий творческий метод идеологии Просвещения.

Классицизм (лат. Classicus – первоклассный, образцовый) - художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX века, одной из важных черт которого было обращение к античным образцам.

Классицизм имел форму художественного течения, нацеленного на восстановление эстетических канонов греко-римского искусства. Впервые получила освещение проблема теоретического осмысления искусства, что привело к рождению дисциплины эстетика, которая обращалась к искусству греческой классики как образцу идеальной красоты. Существенный вклад в утверждение такого образца внесли археологические открытия, становление археологии как науки и публикации исследований по вопросам греческой античности.

В классицистической эстетике ведущую роль играет скульптура, поскольку именно она являет собой основную форму для воплощения греческого идеала красоты. Кроме того, скульптура классицизма теснейшим образом связана с архитектурой как дополняющая и завершающая отделка общественных зданий, монументов, арок и памятных колонн. Два главных скульптора Европы – это итальянец Антонио Канова (Поссаньо, 1757 – Венеция, 1822), ставший официальным скульптором Наполеона, и датчанин Бертель Торвальдсен (Копенгаген, 1770–1844).

В архитектуре классицизм с очевидностью проявляется в самом обращении к классическому репертуару, предоставляющему зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, используемый для меняющихся социальных условий. Главной темой становится «лицо» города, что дает толчок урбанистической концепции в современном смысле слова. Главные представители в Италии: Дж. Б. Пиранези (1720–1778), Дж. Пьермарини (1734–1808), Л. Каньола (1762–1833), Л. Каноника (1762–1844), Дж.А. Антолини (1756-1841), Дж. Валадьер (1762-1839).

 

2. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

Живопись классицизма меньше нагружена нормами и канонами, чем скульптура; живопись передает сложность культуры этого времени, в которой появляются уже поэтические веяния предромантизма.

Необычайный расцвет декоративно-прикладного искусства в эпоху классицизма был результатом четкого осознания их немаловажной функции в оформлении интерьера, критерий же целостного проектирования лежал в основе всех художественных выражений эпохи. Самый богатый репертуар декоративных мотивов был найден в искусстве греко-римской античности, но устойчивый интерес вызывали также этрусская и египетская культуры (особенно после наполеоновских кампаний в Египте). Это был мощный источник вдохновения для творцов классицистических интерьеров. Оформление интерьеров прорабатывалось уже на стадии архитектурного проектирования: широко использовались декоративные фрески и самая изысканная стукковая лепнина, учитывались типы предметов, от мебели до керамики.

Никола Пуссе́н (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.

Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим, где и жил до самой своей смерти.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.

Картина "Царство Флоры" (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанная по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины – "Триумф Флоры" (1631, Париж, Лувр).

Танкред и Эрминия — герои поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», повествующей о первом Крестовом походе. Танкред — христианский рыцарь — был тяжело ранен во время штурма Иерусалима. Эрминия, дочь бывшего царя сарацинов Антиоха, влюбленная в Танкреда, была приведена на место боя оруженосцем рыцаря Вафрином. Обезумевшая от горя девушка с помощью Вафрина снимает с Танкреда доспехи и, отрезав мечом свои прекрасные волосы, перевязывает ими раны возлюбленного. На заднем плане лежит тело убитого врага (египетского посланника Арганта).

На полотне господствуют гармония и свет. Фигуры Танкреда и склоненной над ним Эрминии образуют некое подобие круга, что сразу вносит в композицию равновесие и покой. Колорит произведения построен на гармоничном сочетании чистых красок — синей, красной, желтой и оранжевой. Действие сосредоточено в глубине пространства; первый план остается пустым, благодаря чему возникает ощущение простора. Возвышенное, эпически монументальное произведение показывает любовь главных героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных конфликтов.

Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.