СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Абстракционизм – направление в искусстве XX века, отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений.

Абсурдизм (лат. «нелепый») – течение в европейской литературе, главным образом в драматургии и театре, возникшее в начале 50-х гг. ХХ века. Абсурдистские пьесы создают картину беспричинности, бесцельности и алогизма человеческих слов поступков.

Авангард - русский авангард (от фр. avant-garde – передовой отряд). Термин «авангард», обозначающий новаторские явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе, входит в употребление во Франции в середине 19 в.

Авангардизм (фр. «передовой отряд») – художественное явление XX века, которое объединило различные школы и направления под единым лозунгом коренного обновления художественной практики.

Алтарь (лат. Altaria – altus – высокий) – восточная часть христианского храма, где находится престол; в православной церкви алтарь отделен от остальной части храма иконостасом.

Ампир (фр. «империя»)художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, в основе которого лежит подражание античным образцам.

Амфитеатр – зрительный зал для театра, стадиона, цирка, расположенный ступенчатыми рядами. Изначально амфитеатры были открытыми.

Античность – история и культура Древней Греции и Рима, а также государств, которые оказались под их культурным влиянием в период с I тысячелетия до н. э. по 5 век н. э.

Апсида – выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом; появилась в древнеримских базиликах; в христианских храмах располагается в восточной (алтарной) части храма.

Арка – дугообразное перекрытие проемов в стене между двумя опорами, например окон, дверей, ворот.

Архитектура (греч. «главный строитель») – 1. Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. 2. Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.

Ассист – золотые лучи, покрывающие одежду изображенного в древнерусской живописи, символически обозначающие небесный свет.

Базилика – продолговатое здание, состоящее из нескольких нефов – частей помещения, разделенного столбами или колоннами. В античную эпоху базилики использовались как рыночные, судебные здания, позднее они стали первыми христианскими церквями.

Баптистерий – особое здание, которое строилось в древности исключительно для совершения таинства крещения.

Барабан – венчающая часть здания, имеющая цилиндрическую, а иногда многогранную форму; несет на себе купол (главу) и возвышается над основной, более широкой частью здания; если есть окна, называется светом.

Барельеф – вид скульптуры, где изображение выступает из плоскости менее чем на половину своего объема.

Барокко (ит. «вычурный, странный») – стиль, получивший развитие в 17 и первой половине 18 века. Художественные особенности стиля определились новым (в сравнении с эпохой Возрождения) пониманием места человека в мироздании, расцветом религиозного чувства, восстановлением роли церкви в формировании духовного мира человека.

Бытовой жанр живописи посвящен событиям и сценам повседневной жизни.

Вазопись – декоративная роспись сосудов, орнаментальная или изобразительная. Выполняется обычно керамическим способом, т. е. Специальными красками с последующим обжигом.

Виньетка – графическое украшение, применяемое при оформлении книг, журналов, пригласительных билетов, поздравительных открыток и других печатных произведений в качестве заставок, концовок или как дополнение к начальным буквам (инициалам).

Витраж (фр. застекленные окна или стеклянная дверь, перегородка) – картины или орнаментальные композиции, выполненные из стекла или другого материала, пропускающего свет, и использующиеся в декоративных целях, главным образом как заполнение оконных, реже дверных проемов.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха, охватывающая в Италии 14-16 века; в странах к северу от Альп (северное Возрождение) – 15-16 века; знаменательна возрождением интереса к античности.

Волюта – украшение в форме спирали, непременная принадлежность капители колонн ионического ордера.

Гиматий – плащ. В совокупности с хитоном истолковывался как одежда странствующих проповедников, в которой в иконописи чаще всего изображают Иисуса Христа в событиях его земной жизни и апостолов.

Гобелен – фр. тканый ковер ручной работы и очень высокого художественного качества, изготовленный в Париже на так называемой гобеленной мануфактуре и предназначенный для украшения стен.

Горельеф - вид скульптуры, где изображение выступает из плоскости более, чем на половину своего объема.

Готика – условное обозначение стиля, господствовавшего в искусстве стран средневековой Европы приблизительно с 12 по 14-15 века. Центр культуры этого периода – город.

Гравюра – вырезанный на гладкой поверхности рисунок и его отпечаток.

Графика (греч. «пишу, рисую») – один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок.

Граффити (ит. Graffiti – процарапывание) – направление живописи ХХ века; кричащие яркие рисунки, выполненные спреем в авангардистской манере.

Графья – рисунок, процарапанный острым инструментом по грунту.

Гризайль (фр. «серый») – монохромная (одноцветная) живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. В виде декоративной настенной росписи или панно обычно имитирует скульптурный рельеф.

Грунт – в живописи покрывающий холст, дерево, картон и т.д. слой, на который наносят краски.

Дадаизм (фр. «конек, деревянная лошадка», «детский лепет») – литературно-художественное течение, оформившееся в 1916-1922 гг. Дадаисты создавали нарочито алогичные, иногда абстрактные, иногда составленные из реальных бытовых предметов композиции.

Деисус (греч. «моление») – ряд икон, в центре которых триптих: Христос, справа от него Богоматерь, слева – Иоанн Креститель, молитвенно простирающий руки ко Христу.

Декадентство (фр. «упадок») – термин, обозначающий совокупность кризисных («упадочных») явлений в искусстве конца 19 – начале 20 века. Искусству декадентов присущ подчеркнутый индивидуализм, равнодушие или неприятие окружающей жизни, безнадежность, апатия.

Декор – украшение архитектурного сооружения или изделия.

Декоративно-прикладное искусство (лат. «украшаю») – вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Дорический ордер - отмечен мужественной простотой. У колонны отсутствует база. Капитель состоит из полувала – эхина и верхней квадратной плиты – абаки.

Жанр (фр. Genre – род, вид) – 1. Подразделение каждого вида искусства по определенным признакам: теме, структуре, выполняемым функциям. 2. Исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения.

Жанровая живопись (то же, что и бытовая живопись) – картины, изображающие повседневную жизнь людей.

Живопись – один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской, чтобы сохранить в памяти пейзаж, облик человека, любой мотив, произведший на художника сильное эстетическое впечатление; также с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения.

Зернь – ювелирная техника; мелкие золотые, серебряные или медные шарики напаиваются на изделие, украшенное сканью.

Идеал эстетический – внешне, чувственное выражение совершенного состояния мира и человека, которое художник предугадывает в жизни и старается воплотить средствами того или иного искусства.

Изразцы (кафли) – керамическая плитка для облицовки каминов, печей, стен.

Икона (греч. «образ», «изображение») – живописные, резе рельефные изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий священной истории, служащие предметами религиозного почитания как образы, которые возводят чувство молящихся к изображаемому первообразу.

Иконография – система вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, христианского праздника, трактовки сюжета. В древности и в Средние века сложились строго определенные иконографические каноны, которым следовали художники.

Иконографический канон – образец правил изображения сюжетов и образов Христа, Богоматери, других персонажей, зафиксированных в иконописных прорисях..

Иконопись – область станковой религиозной живописи, произведения которой служат объектом культа, поклонения, главным образом в государствах, где утвердилась восточная ветвь христианства (православие).

Иконостас – стена с установленными в определенном порядке иконами; в православном храме отделяет алтарную часть от помещения для молящихся; развился из алтарной преграды, существовавшей еще в раннехристианских храмах.

Импрессионизм (от фр. «впечатление») – художественное направление в изобразительном искусстве, возникшее и достигшее расцвета во Франции в 1860-начале 1880-х годов. Одним из создателей нового течения являлся Мане, восставший против официального академического искусства. Импрессионисты утверждали новое видение мира, основанное на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении природы.

Инкрустация – изображения из дерева, металла, перламутра, врезанные в поверхность изделия.

Ионический ордер имеет базу. Каннелированная колонна сужается кверху и завершается капителью, главной особенностью которой являются закручивающиеся по обе стороны верхней части ствола крупные завитки – волюты.

Исихазм (от греч. «покой», безмолвие») – внутреннее спокойствие, отрешенность – мистическое течение, возникшее в Византии. В широком смысле – этико–аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через очищение сердца слезами и самососредоточение сознания.

Искусство– особая форма сознания и человеческой деятельности, в которой органично сочетаются художественное познание мира с творчеством по законам красоты.

Исторический жанр – изображение каких-либо значительных событий, происходивших не при жизни художника, а значительно раньше.

Канон (гр. kanon – норма, правило)совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений.

Капитель – завершающая верхняя часть колонны.

Кариатида (от греч. «карийские девы») – женская статуя, выполняющая роль колонны, то есть являющаяся несущей частью архитектурной конструкции.

Киноварь – минеральная краска различных оттенков алого цвета.

Китч (от нем. «халтура», «дешевое» или англ. «кухонное») – специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.

Классицизм (лат. Classicus – первоклассный, образцовый) - художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX века, одной из важных черт которого было обращение к античным образцам.

Ковчег – 1) небольшое углубление в доске, приготовленной для иконы для основной композиции сюжета; 2) форма храма, трактуемая как корабль, символ спасения верующих от пучины грехов.

Кокошники – в русской архитектуре XVI–XVII вв. декоративное завершение стен и сводов, обрамление барабанов и шатров церквей; имеют вид арок с заполненным полем, иногда с заостренным верхом (килевидные); часто располагаются ярусами.

Колорит – сочетание цветов в произведении искусства; по характеру может быть холодным (преобладают синий, зеленый оттенки) или теплым (господствуют красный, желтый, оранжевый тона), спокойным или напряженным, светлым или темным; по степени насыщенности и силе цвета – ярким, сдержанным, блёклым и т.д.

Конха – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей (апсид, ниш) здания; часто оформлялась в виде раковины.

Коринфский ордер имеет форму капители в виде корзины из стилизованных листьев и завитков – волют.

Крестово–купольный храм – тип христианского храма, возникший в архитектуре Византии: купол на парусах (элементах купольной конструкции в форме сферических треугольников) опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся взаимно перпендикулярные проходы.

Кубизм – художественное направление начала 20 века, получившее распространение в Европе. В этом направлении формы предметов реального мира трактуются подчеркнуто объемно и сводятся к простым геометрическим телам.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе общественно-исторической практики.

Купол – выпуклое перекрытие здания, установленное на круглом или многоугольном основании, имеющем центральную ось.

Левкас – грунт, покрывающий доску, на которой пишется икона.

Летопись – последовательное описание исторических событий их свидетелем или участником; древнейший вид повествования древнерусской литературы.

Маньеризм – художественное течение в итальянском искусстве 16 века, ознаменовавшее собой закат Возрождения.

Массовая культура – разновидность культуры, ориентированной на «усредненного» массового потребителя, на коммерческий успех и активно тиражируемой средствами массовой коммуникации.

Мафорий – длинное покрывало до колен, обязательная принадлежность одежды палестинских и сирийский женщин. В мафории всегда изображают Богородицу и святых жен.

Меандр – издавна и широко распространенная разновидность геометрического орнамента, образованная изломанной под прямым углом непрерывной линией и имеющая в целом вид узкой полосы.

Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, совокупность установок и предпочтений индивида или социальной группы, определяющая действия, мысли и чувства людей, а также их восприятие мира.

Миниатюра (от названия красной краски – minium, которой пользовались для расцвечивания заглавных букв в рукописных книгах) – а) живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи; б) живописное произведение малого размера, а также небольшое музыкальное или литературное произведение.

Миф (гр. mythos – предание) – сказание как символическое выражение некоторых событий.

Мифология (гр. «предание» и «слово», «знание») совокупность преданий, выражающих мироощущение и миропонимание людей древности. Целостная «картина мира», повествующая о том, как из некоего первоначального нерасчлененного состояния возник упорядоченный космос; о деяниях богов и героев, ставших причиной нынешнего состояния мира.

Модерн (от фр. «современный», то же – «ар нуво») – направление в европейском и американском искусстве конца 19 – начала 20 века. Приоритетное значение архитектуры в формировании стилистических особенностей других видов искусства, а также создание, средствами различных искусств, утонченного эстетического идеала.

Модернизм – множество относительно самостоятельных художественных течений XX века, общим признаком которых является решительный отход от традиций классического искусства.

Мозаика – разновидность монументальной живописи, картина или орнамент, набранные из отдельных мелких частиц. Этими частицами могут быть мрамор, драгоценные и поделочные камни, кубики смальты.

Монументальное искусство – искусство, рассчитанное на массовое восприятие и, в отличие от станкового искусства, приобретающее окончательную образную завершенность в соответствующем ансамбле – архитектурном или природном.

Музей (от греч. «храм Муз», место, посвященное музам) – учреждение, в котором собираются, хранятся, экспонируются, изучаются произведения разных видов искусства, а также памятники и документы, относящиеся к другим областям духовной и материальной культуры, образцы природных богатств и так далее.

Набросок – в изобразительном искусстве произведение небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником с целью фиксации отдельных наблюдений.

Народное искусство – тип синтетического искусства, изначально связанный с трудовой деятельностью человека, представляющий одновременно материальную и духовную культуру.

Наскальные изображения, петроглифы – изображения, выполненные древним человеком на скалах и стенах пещер в местах его поселений в Европе, Африке, Северной Америке, Сибири и пр. в период позднего палеолита (ок. 40-30 тыс. 10-8 тыс. до н. э.).

Натюрморт (фр. Nature morte –неживая природа) - в изобразительном искусстве - изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой, исторической, пейзажной тематики.

Неф (лат. «корабль») отделенная столбами или колоннами вытянутая в длину часть базилики или храма.

Нимб – круг, окружающий голову Спасителя, Богородицы и святых на их изображениях, в знак исходящего от них вечного, а потому имеющего круглую, «безначальную» форму, света.

Оклад – декоративное покрытие иконы или книжного переплета. Выполняется из золота, серебра, золоченой или серебряной меди, украшается чеканкой, зернью, сканью, чернью, эмалями, жемчугом, драгоценными камнями или их имитацией.

Оп-арт (англ. сокр. «оптическое искусство») – течение в европейском и американском искусстве – живописи и графике 1940-х гг. (основатель В. Вазарели, Франция). Ритмические комбинации однородных геометрических фигур, линий и цвета, создающие иллюзию движения, используются как неоавангардистская разновидность абстрактного искусства или как чисто декоративный эффект - в прикладном и оформительском искусстве, промышленной графике, плакате.

Ордер архитектурный (от лат. «строй», «порядок»)– определенные сочетания несущих и несомых частей конструкции, их структура и художественная обработка. Классические греческие ордера: дорический, ионический, коринфский.

Орнамент (лат. Ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Офорт – а) способ гравирования, при котором углубленные печатающие элементы получаются путем многостепенного травления азотной кислотой. Предварительно медную или цинковую пластину покрывают защитным грунтом, на котором процарапывают штрихи изображения; б) оттиск с доски, гравированный указанным способом.

Охра – минеральная краска желтого цвета различных оттенков, от коричневого до розового.

Паволока – ткань, наклеенная на доску, на которой пишется икона. Поверх паволоки наносится левкас.

Палладиум – святыня, составляющая залог общественного счастья и благополучия, под защитой и покровительством которой находится определенная людская общность и населенная этой общностью местность.

Папирус – свиток из склеенных полосок стебля многолетнего травянистого растения под названием папирус. Древние египтяне и некоторые другие древние народы писали на таком виде бумаги. Так что рукописи на таких свитках тоже носят название папирусы.

Пейзаж (фр. «местность, страна») – жанр живописи, посвященный изображению естественной или измененной человеком природы.

Перспектива (от лат. «проникать взором», «видеть насквозь») такое изображение пространства и предметов на плоскости, которое дает ощущение глубины и объема.

Пилястра (от лат. «столб») – плоский вертикальный выступ прямоугольной формы на поверхности стены или столба, напоминающий уплощенную колонну; имеет те же части и пропорции, что и колонна. Служит для членения плоскости стены с целью ее украшения и выявления тектонических особенностей здания или мебели.

Писанка – расписное яйцо, распространенный вид народного декоративного искусства, восходящий к древним языческим обрядам, позже вошедший в празднование христианской Пасхи.

Плакат (от лат. «свидетельство») – широко распространенный вид графики, художественные особенности которого определяются его агитационно-разъяснительной функцией.

Пластика – а) скульптура, создание объемных изображений; б) выразительность.

Пленэр (фр. «открытый», букв. «полный воздуха»); работа живописца «на пленэре» - работа над этюдами и пейзажами непосредственно с натуры в отличие от работы в мастерской.

Поп-арт (англ. сокр. «общедоступное искусство») – художественное течение, возникшее во 2-й половине 1950-х годов в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует намеренно случайное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий, фрагментов массовых печатных изданий.

Портик – галерея на колоннах, обычно перед входом в здание.

Портрет – жанр, посвященный изображению человека.

Примитивизм (от лат. «первоначальный») – одно из художественных направлений в искусстве 20 века, представители которого в своем стремлении вернуть искусству непосредственность восприятия и наивного отражения мира обращаются к народному творчеству – к «примитивам».

Пророк – библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божьей.

Пуантилизм (от фр. «точка») – художественное течение, возникшее с целью развития достижений импрессионизма в области света и цвета. Руководствуясь законом спектрального анализа, представители этого направления разлагали цвет на составные части, покрывая свои полотна раздельными точечными мазками чистой краски в расчете на их оптическое смешение в процессе зрительного восприятия.

Рационализм – а) философское направление, признающее разум источником истинного знания; б) архитектурное направление XX века, представители которого используют современные строительные материалы и индустриальные методы строительства для создания наиболее рациональных (целесообразных, экономичных) архитектурно-художественных решений.

Реализм – (от лат. «вещественный», «действительный») – термин, имеющий в искусствоведении два основных значения: 1.- художественное направление, пришедшее на смену романтизму и преобладавшее в европейском и русском искусстве середины и второй половины 19 века. Реализм предполагает «правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс). 2. – синоним правдивости в искусстве, его способности отобразить что-либо действительно существующее как в душе человека, так и во внешнем мире.

Религия (лат. relegio) – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия.

Рельеф (от итал. «выступ», «выпуклость»; от лат. «поднимаю») скульптурное изображение на плоскости, служащей ему фоном. По отношению к плоскости фона различаются углубленный рельеф (контррельеф) и выпуклый, подразделяющийся на низкий (барельеф) и высокий (горельеф).

Репродукция (от лат. «снова», «вновь» и «продукция», от фр. «воспроизведение») – в применении к изобразительному искусству массовое воспроизведение художественного оригинала полиграфическими средствами, преимущественно в уменьшенном масштабе.

Рококо (фр. «узор из камней и раковин») – направление в искусстве, характерной особенностью которого был уход от реальной жизни в придуманный мир. Характеризуется усилением декоративного начала во всех видах искусства, прежде всего в архитектуре.

Романтизм – направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.

Саркофаг – художественно оформленный гроб из камня или других материалов.

Сентиментализм (от фр. «чувство», «чувствительный») – направление в европейском искусстве второй половины 18 века, получившее название от романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768), где подробно описываются тонкие, глубоко интимные переживания и впечатления героя. Сентиментализм оформлялся в противовес классицизму. Пафос этого направления - сочувственная поэтизация душевной жизни, судьбы, внешнего облика, быта обычного человека.

Символизм (от греч. «символ», «знак», «опознавательная примета») – направление в европейском искусстве конца 19 – начала 20 века. Для символистов окружающий мир значим не сам по себе, а как символ иной, невидимой и непознаваемой рассудком реальности.

Скань – от древнерусского «скать» – сучить, свивать, вид ювелирной техники; то же, что филигрань. Часто используется при изготовлении из золота и серебра окладов икон.

Скульптура (от лат. «ваять», «высекать») – вид изобразительного искусства. Скульптурой называется и само произведение этого искусства – бюст, статуя, барельеф и т. д.

Смальта – кубики особого, непрозрачного стекла.

Социалистический реализм – с середины 1930-х до начала 1980-х г.г. был официальным теоретическим принципом и художественным направлением в советском искусстве. Его основными принципами были: коммунистическая идейность, партийность и народность, которые определяли круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей, картин и т.д.

Станковое искусство – род изобразительного искусства, объединяющий произведения живописи, скульптуры, графики, имеющие самостоятельное художественное значение (не являющиеся элементами какого-либо комплекса, частью декора здания и т. п.).

Статуя – значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее обычно человеческую фигуру, реже – другие реальные или воображаемые существа.

Супрематизм (от лат. «высший») – разновидность абстракционизма, основанная в 1913 году Малевичем. Отказываясь от изображения окружающего мира и от какой-либо ассоциации с ним, супрематизм искал образного выражения закономерностей высшего порядка с помощью простых геометрических фигур.

Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека, особенно часто встречается в искусстве Древнего Египта.

Сюрреализм (фр. «сверхреализм») – художественное направление, возникшее во Франции после первой мировой войны. Опираясь на учение о подсознании, представители сюрреализма стремились избавиться от давления логики, разума, различных норм и традиций, которые «сковывают» творчество.

Таблетка – современное принятое в науке название существовавших в Древней Руси небольших икон, написанных не на доске, а на загрунтованной ткани (древнерусское название «полотенце»).

Темпера (от итал. «смешивать краски») – живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком).

Трансепт – поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основной продольный неф.

Триптих (от греч. «втрое сложенный») – произведение живописи (изредка графики или скульптуры в виде рельефа), состоящее из трех самостоятельных частей и посвященное общей теме.

Фасад – наружная, обычно передняя сторона здания.

Фаюмский портрет – заупокойные живописные портреты в Древнем Египте в технике восковой живописи на доске, вставлялись затем в бинты мумий на месте лица умершего.

Фовизм (фр. Fauves – дикие) – первое, определенно заявившее о себе, направление в изобразительном искусстве 20 века; период наивысшей активности фовизм относится к 1905-07 гг. Возглавлял направление Матисс. Картины фовистов вызывающе яркие, звучные по краскам.

Фольклор (англ. folklore – народная мудрость) – принятое в международной научной терминологии название народного творчества.

Фреска (ит. «свежий, сырой») – роспись по сырой, еще не схватившейся и легко впитывающей краску штукатурке.

Фронтон – треугольное завершение греческого храма, впоследствии – дворцовых фасадов, дверей и окон иных строений.

Футуризм (от лат. «будущий») – направление в искусстве 20 века, приверженцы которого стремились создать новый динамичный стиль, разрушающий все традиции, каноны и приемы старого искусства.

Хитон – одежда широкого, свободного покроя. В совокупности с гиматием истолковывался как одежд странствующих проповедников, в которой в иконописи изображались иисус Христос в событиях его земной жизни и апостолы.

Экспрессионизм (от лат. «выражение») – направление в европейском искусстве первой трети 20 века. В экспрессионизме господствует стремление художника выразить себя, свой внутренний мир с максимальной обнаженностью и остротой.

Элитарное искусство – искусство, которое сознательно ориентируется на «элиту общества»: на узкий круг читателей, зрителей, слушателей, которые, в отличие от большинства других, считаются способными понять и оценить произведения такого искусства.

Эллинизм – период в истории античной культуры с IV по I в. до н. э., от слова «эллин» - грек.

Энкаустика (от греч. «выжигаю») – восковая живопись; выполняется горячим способом красками, смешанными с расплавленным воском.

Эпоха (гр. eposhe) – временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени.

Эстамп (фр. «оттиск») – обычно так называют подписной отпечаток станковой графики, собственноручно выполненный автором.

Эстетический идеал – представление о совершенной красоте, высший критерий эстетической оценки.

Язычество – религиозное верование, отрицающее единого бога и придерживающееся многобожия.