Тема лекции 2.4. Крито-микенская культура

1. Крито-микенское искусство – ранний этап античности.

2. Ансамбль Кносского дворца - лабиринт царя Миноса на Крите.

3. Микенское искусство.

 

  1. Крито-микенское искусство – ранний этап античности.

В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромною роль сыграло так называемое эгейское или крито-микенское искусство.

Крито–микенская культура зародилась 3-2 тысячелетия до нашей эры, при этом остров Крит и Микены являются главными ее центрами. Также этот период называют минойским – по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце 3 тысячелетия до нашей эры на юге Балканского полуострова и острове Крит складывались первые очаги государственности. Первой европейской цивилизацией явилась критская цивилизация, которая выполнила роль связующего звена между европейской культурой и древними культурами Египта и Месопотамии. Зоной распространения эгейской культуры стало побережье и острова Эгейского моря, а центром – сначала остров Крит, затем – город Микены. В начале второго тысячелетия до нашей эры на нем возникают огромные дворцы. Самый известный и загадочный из них – Кносский дворец, вошедший в историю под названием «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе. Он был снабжен системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец был одновременно религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тесее и Минотавре. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на 16 – 15 века до нашей эры, особенно во время правления царя Миноса. Минос установил справедливость и порядок в критском обществе и прославился как мудрый законодатель, за что, согласно представлениям древних, он превратился в вершителя суда в загробном мире.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайниках Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов.

 

В конце 15 века до нашей эры цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало разрушительное землетрясение и извержение подводного вулкана возле острова Фера.

Города Крита начали застраивать в начале II тысячелетия до н.э. Золотой период цивилизации на острове Крит приходится на эпоху вторых дворцов (Кносский дворец).

 

2. Ансамбль Кносского дворца - лабиринт царя Миноса на Крите. Кносский дворец был создан древними зодчими с большим мастерством с учетом особенностей ландшафта приблизительно в XVIII в. до н.э. дворец расположен на невысоком холме. Центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60х28 м). Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения. Это были парадные комнаты, жилые и хозяйственные сооружения, ориентированные по сторонам света. Дворец был многоэтажным, ассиметричной композиции, освещение осуществлялось за счет световых колодцев. Стены были построены из кирпича-сырца и камня. Колонны расширялись кверху. Стены были расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая, синяя, красная краски составляют праздничную гамму. Были изображения цветов, листьев пальм, птиц, кошек, обезьян, с цены ритуальных боев с богом-быком. Особенно часто появляются фигуры быка: игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл. Фрески Кносского дворца сохранили до наших дней изображения женщин с тонкими талиями, обнаженной грудью, в пышных платьях с кринолинами розового, гранатового, желтого, голубого цвета. Женщины изображались с широко распахнутыми глазами, вздернутыми осами, пухлыми губами и пышными прическами. Своей женственностью они напоминали француженок, поэтому в истории искусств их называют «парижанками». На стенах можно было увидеть и изображение двойной секиры, которая, по мнению ученых, была критским символом власти, так как раздвоенный топор - лабрис, символизирующий бычьи рога, использовался в кносском дворце для осуществления ритуального убийства. Лабрисы были выполнены также и из камня. От слова «лабрис» произошло и название дворца запутанной планировки – лабиринт, которым часто называли Кносский дворец.

Монументальной скульптуры на Крите не найдено, не было и огромных статуй богов, так же, как и культовых сооружений храмов. Но известен большой (более 2 м в высоту) раскрашенный рельеф с изображением царя-жреца. Лицо его было изображено в профиль, а глаз в фас, видимо, сказывалось влияние египетского искусства, но это изображение отличалось большей динамичностью и моделировкой объема.

На Крите встречались художественные изделия из бронзы, золота и серебра, расписная керамика (сосуды, украшенные морскими мотивами), а также маленькие фигурки, изображающие быка, заклинательниц змей.

 

3. Микенское искусство.

После 1400 г. до н.э. большее значение получают многочисленные микенские центры в континентальной Греции; к числу наиболее важных памятников относятся дворцы и, прежде всего, масштабные гробницы, толосы.

Микенское искусство, греч. иск-во кон. бронзового века (ок. 1580—1120 гг. до н.э.). Название происходит от города Микены — места наиболее важных находок этого периода. Под Микенским искусством обычно подразумевается не только континентальное, но и островное искусство Древней Греции, за исключением Крита, имевшего собственные художественные традиции. Микены были главным городом в Эгее, контролировали большую часть Восточного Средиземноморья, и это объясняет величественность их архитектуры. Характерный тип микенских сооружений - ульеподобные усыпальницы, самая знаменитая из которых - «Сокровищница Атрея» в Микенах (нач. в 13 в. до н.э.); ее купол оставался самым большим в мире до появления римского Пантеона, построенного примерно на 1500 лет позже. Другое знаменитое сооружение в Микенах — Львиные ворота {ок. 1250 г. до н.э.), получившие название благодаря львам — первым монументальным каменным скульптурам в древнегреческом искусстве. Микенцы строили в своих городах цитадель с дворцом правителей в центре, что во мн. определило развитие более позднего древнегреческого полиса с акрополем. Здания украшались фресками, инкрустациями и скульптурами; о богатстве микенской цивилизации свидетельствуют золотые погребальные маски и наличие в захоронениях правителей дорогого оружия, утвари и украшений. Слоновая кость, привозимая из Египта, была любимым материалом микенских мастеров, производимая ими керамика часто украшалась рисунками на темы войны или охоты. Погибла микенская цивилизация при вторжении дорийцев ок. 1100 г. до н.э.

Контрольные вопросы:

1. Расскажите об особенностях архитектуры и живописи Крито-микенского периода.

2. Кто изображен на стенах Кносского дворца? Какой этом таился смысл? Кто такие «парижанки»? Чем отличалось и в чем было сходство критского искусства с микенским?

3. В чем отличительные особенности микенского искусства?

4. Какова реальная историческая подоснова мифа «Путешествие Тесея на Крит»?

5. Охарактеризуйте купольные гробницы в Микенах.

6. Раскройте особенности критского и микенского декоративно-прикладного искусства.

7. Что из себя представляет микенский мегарон? Почему его считают праобразом греческого храма?

8. Как переводится слово «лабрис»? Название какого рхитектурногое сооружения произошло от данного слова?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира.

2. Мегарон – прообраз греческого храма.

3. «Львиные ворота» в Микенах.

4. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

5. Миф «Путешествие Тесея на Крит» и его реальная историческая подоснова.