Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.)

богами, от которого зависела жизнь всей страны (фараон), был известен, был узнаваем, заразителен. Получается, что по сравнению с Древним царством образ фараона приближается к простым людям. Фараон нисходит до человеческой составляющей.

Статуй, изображающих Аменемхета III, сохранилось также сравнительно немало. Наиболее ранним портретом этого фараона следует считать известняковую статую, найденную в развалинах знаменитого Лабиринта в Хаваре. Аменемхет представлен здесь еще совсем юным.

Ряд портретов, изображающих Аменемхета III в более зрелые годы, в стилистическом отношении продолжает развивать тип реалистического царского портрета, который был создан в предыдущие десятилетия. В этом направлении выполнены знаменитые сфинксы из Таниса, статуи Эрмитажа и др.

Однако, несмотря на натурализм трактовки, портреты Аменемхета III уже несколько отличаются от портретов Сенусерта III. На смену произведениям, дышащим всей силой увлечения формами, впервые воплощенными в жизнь после долгих и упорных поисков, теперь создаются вещи, в которых чувствуется спокойная уверенность в правильности найденного. Мастера находят гармонию типизации и натурализации. Как и раньше, лицо несомненно портретно, с выступающими скулами, выразительным энергичным ртом и крупным носом. Так же правильно поставлены глаза, прекрасно проработаны веки, брови, складки кожи на щеках, около глаз и губ. Однако образ решен менее страстно и остро, без подчеркнутого пафоса образов Сенусерта III. В полном соответствии с трактовкой памятников Аменемхета III находится и их великолепная отделка.

Статуи Сенусерта III и Аменемхета III отличаются от царских статуй начала Среднего царства не только реализмом, но и рядом иконографических черт. Иными становятся теперь очертания и складки головного платка, контуры корон, новую форму приобретает урей. В противоположность прямым боковым линиям платка времени Сенусерта I, теперь эти линии становятся слегка выпуклыми; сам платок значительно увеличивается в размерах, и его боковые лопасти доходят почти до углов плеч. Благодаря этому голова приобретает большие размеры, что привлекает внимание зрителя к портретному лицу царя. Верхняя линия платка слегка изгибается у висков, височная идет теперь гораздо ниже, и углы начала складок у лба становятся значительно острее. Если при Сенусерте I височная линия упиралась в висок, то на статуях Сенусерта III и Аменемхета III она оканчивается почти над серединой глаза. Боковые лопасти платка также изменяют свою форму: они уже не так толсты на груди и не параллельны линии плеч, как это было в скульптурах начала Среднего царства, а прямо спускаются от сгиба на грудь, становясь очень тонкими к концам. Лобная полоса платка делается теперь узкой. Иначе трактуются и свернутые жгутом концы платка. Особенно существенно возвращение к распространенной в Древнем царстве тройной штриховке платка. Так же передаются теперь и