Рельеф и живопись Среднего царства

Наряду со скульптурой, до нас дошли интереснейшие цветные рельефы и росписи. Техника рельефа и стенной росписи в основных чертах остается прежней. Росписи наносили или непосредственно по сглаженной поверхности стены, или чаще по слою штука. И в росписи и в рельефе для первоначального контурного рисунка предварительно делили стены на параллельные ряды горизонтальных и вертикальных линий и на полученную таким образом сетку переносили изображения, точно повторявшие копируемые художником образцы, также разграфленные. Твердо установленный канон обеспечивал единообразие пропорций, но в силу стремления к возможно более точному копированию деление фигур увеличивается в три раза: согласно канону Среднего царства стоящая фигура делится на 18, а сидящая на 15 вместо 6 и 5 делений канона Древнего царства.

Фон росписей бывает или цвета густых сливок, или серо-голубоватый. Обычно применяется обведение контуров черной или красной линией, причем красная линия обрамляет части фигур, окрашенные в белый, желтый или коричневый цвет, а черная — в зеленый и синий. Одежды не очень белы, и их прозрачность еще не передается, зато никогда впоследствии не растираются так тщательно синие и зеленые краски, как это наблюдается, например, в росписях номархов Антилопьего нома. Для получения голубого и светлого теплого зеленого тонов к основным краскам примешивают белила. Часто встречаются каштановые, пурпурно-коричневые и темно- оранжевые цвета.

Тематика гробничных рельефов и росписей в основном остается прежней, но встречается и ряд новых сюжетов. Во-первых, создаются новые варианты военных сцен, значительно увеличивающихся по количеству, что было связано с войнами фараонов XX в. до н. э. Появляется и такой сюжет, как приход иноземцев. Во-вторых, по-новому решаются изображения семейных групп. Представлены: муж, обнимающий жену; родители, обнимающие сына; муж, который идет, держа за руки жену и ребенка; мать, ведущая ребенка; жена, обеими руками обнимающая мужа; отец или мать, держащие ребенка на коленях или на руке; кормящие матери.

Традиции искусства времени Древнего царства сохраняются в композиционном построении рельефов и росписей.