Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.)

Удивительны своим заразительным реализмом изображения птиц и животных в гробницах номархов Антилопьего нома. Художник воспроизвел только дерево с птицами. Вместо однообразных рядов растений и птиц на аналогичных сценах в Древнем царстве в гробницах Среднего царства над расположенными на различном уровне цветами папируса в различных направлениях летят птицы разнообразных пород. Для каждой птицы художник нашел особое положение, использовав, возможно, свои наблюдения и тем самым избегнув штампа.

Поразительно богатство палитры художников: они вводят новые оттен­ки — желтовато-серый, густо-оранжевый, красновато-коричневый, травянисто-зеленый, нежно-голубой — и находят мягкие живописные переходы. Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую раскраску брюшка, оранжево-желтые перья на груди удода — в белизну оперения на его туловище, голубой затылок цапли — в желтовато-белую шею.

Необходимо отдельно остановиться на фигуре дикой кошки, собирающейся прыгнуть на гнездо с птенцами. Это изображение, ставшее одним из самых известных образцов египетского искусства, очень интересно и по рисунку и по раскраске. Исключительно хорошо показана напряженность тела зверька, насторожившегося и приготовившегося к прыжку. Взгляд кошки устремлен на желанную добычу, она вся подалась вперед, и стебель цветущего папируса, качаясь, согнулся под ее тяжестью. Штриховкой серовато-коричневыми мазками по желтому фону художник попытался передать мягкость пушистой шерсти, игру светотени, выделяю­щую мускулатуру тела кошки.


ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА