Лекция 12. Храмовая архитектура Древнего Египта периода правления XVIII династии (первой трети Нового царства) (4 ч.)

культу фиванской триады богов - Амону-Ра, Мут и Хонсу. Храм этот в древности назывался Ипет-Рес (.Луксорский храм).

Храм состоял из двора и основного здания. Расположение всех помещений отличает почти абсолютная симметрия.

В храм проходили через большой открытый двор (45x51 м). Двор обнесен портиками, колонны которых имели форму связок папируса и примыкали к трем сторонам двора (64 колонны). Сейчас этот двор называют "вторым двором".

К северу от «второго двора» был запроектирован еще один, гигантский двор с портиками вдоль стен и огромной колоннадой по главной оси. Из него при Аменхотепе III возвели только центральную колоннаду из 14 колонн (по семь в каждом ряду). Высота колонн - 20 м. Капители колонн - раскрытые цветки папируса. Пропорции колонн очень удачны, при всей своей массивности они не кажутся тяжелыми. На цилиндрических стволах колонн слегка намечены грани, напоминающие трехгранный стебель папируса.

Ко второму двору с юга примыкает вестибюль с четырьмя рядами колонн, расположенных по восемь в ряд. Центральный неф храма шире боковых. Колонны вестибюля сделаны в виде связок папируса, а капители их - в форме нераспустившегося цветка папируса. Всего колонн в вестибюле 32.

Гипостильный зал находится за вторым двором. Центральный неф в гипостиле не поднят, не выделен. В этом особенность Луксорского храма - все колонны гипостиля - равновеликие.

Первый двор луксорского храма возник во времена Рамсеса II. Этот двор, окруженный с четырех сторон колонными портиками, лежит не на оси храма Аменхотепа III, а под углом к ней, отчего этот двор с тройной молельней не нарушил ансамбля фараона XVIII династии.

На стенах Луксорского храма - рельефы, раскрывающие значение этого храма: рассказывается о чудесном браке Амона-Ра с матерью Аменхотепа III и рождение фараона. Получается, что храм вместе с посвящением фиванской триаде имеет еще одно посвящение - фараону Аменхотепу III.

Главное место в оформлении храма занимали колонны. Это и портики, окружавшие дворы храма, и вестибюль, и все другие помещения. Колонны поддерживают потолки всех сколько-нибудь обширных помещений, и здание храма как бы превращено в заросли гигантских папирусов, над которыми возвышается центральная колоннада с двумя рядами стеблей с раскрытыми цветами. В девяти залах Луксора насчитывается 41 колонна; в вестибюле - 32 колонны; 64 колонны оформляют двор, 14 колонн образуют центральную колоннаду. Всего в Луксоре была 151 колонна.

Храм в Луксоре, созданный во второй половине XV в. до н.э., завершил поиски зодчих начала XVIII династии, направленные на создание нового типа храма, не связанного с заупокойным культом.

Аменхотеп III ввел храм в Луксоре в контекст Карнакского храмового комплекса. Ворота Луксорского и Карнакского храмов связались аллеей сфинксов. В дальнейшем эта аллея была разделена. Одна вела к храму Мут,