Лекция 3. Условия формирования художественной культуры государства Древний Египет (2 ч.)

системы художественных взглядов. Преступить канон для египетского художника было недопустимо. Эту черту в египетском менталитете отмечали еще древние греки и римляне.

Традиционным в Египте являлось и сохранение веры в магическую связь изображения с тем, кто изображен. Этот принцип древнеегипетского искусства уподоблял художников, скульпторов, архитекторов Египта творцам мира - богам, а само занятие искусством возводил в ранг священнодействия. Этим и объясняются высокие жреческие звания и титул «великий таинник», которые носили виднейшие мастера искусства в Древнем Египте.

В ряде знаменитых текстов Древнего Египта встречаются слова, переводимые как «искусство». При этом и в «Поучении Птахотепа», и в «Книге мертвых», и в «Текстах пирамид» искусство, с точки зрения египтян, понималось, с одной стороны, как «искусность», «умение», «мастерство», «техническое совершенство», а с другой - как создание некоего искусственного мира, подобного сокровенному мира богов и первопредметов. Например, мысль, слетев Словом с уст бога Пта, воплотилась в землю, воду, людей, скот, первостатуи и первопланы храмов. Бог Хнум, предварительно замыслив, вылепил весь мир и людей с помощью гончарного круга. Искусство рассматривалось египтянами как творчество богов, а потому считалось священным. Художники же понимались как своего рода посредники между божественным и человеческим, причем степень посредничества градуировалась. Мастер, которому принадлежал общий творческий замысел, отличался в Египте от мастера, занимавшегося техническим его воплощением, хотя зачастую то и другое сочеталось в одном лице.

Искусно сделанная вещь, вызывая при созерцании удовольствие, заражала. Таким образом устанавливалась символическая связь между божественной сущностью первообраза и его зримым подобием в искусно- искусственной вещи. Не случайно выражение «хорошо сделанный», употребляемое в качестве оценки работы, входило у египтян составной частью в имена богов. В древнеегипетских текстах в выражении «тот, кто несет красоту» слово «красота» выступало равнозначным божественной сущности и прилагалось не только к самим богам, но и к их искусно- искусственным рукотворным подобиям, отражающим божественную красоту. Через заразительность предметов искусства боги с помощью художников открывали людям путь от явленного к сокровенному, а себе - путь от сокровенного к явленному («и сошел бог на свое изображение в храме»).

Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Хотя они до нас не дошли, мы знаем о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца.