Лекция 3. Условия формирования художественной культуры государства Древний Египет (2 ч.)

Сохранились деревянные доски, на которых по разграфленному сеткой фону нанесены рисунки отдельных фигур, которые художники соответственно переносили на разграфленные более крупными клетками поверхности стен. Следы таких сеток на стенах также сохранились. Удалось установить, что в Древнем царстве стоящая человеческая фигура делилась на шесть клеток, в Среднем и Новом царстве — на восемь, в Саисское время — на двадцать шесть, причем строго определенное количество клеток отводилось на каждую часть тела. Соответственные канонические образцы существовали и для фигур зверей, птиц и пр.

Не следует все же думать, что необходимость следования канону сковывала египетского художника. Канон предписывал следование определенному эталону, но в схеме канона всегда находилось место для выражения собственных идей.

Памятники архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта сохранили нам много имен его творцов. Из автобиографий наиболее выдающихся мастеров видно, что они и сами сознавали свое значение в развитии искусства их страны. Так, в надписи знаменитого зодчего 16 в. до н.э. Инени, высеченной по его приказанию в Карнакском храме, мы читаем: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду хвалим за мое знание в грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил».

Таким образом, египетской цивилизации удалось создать гармоничное, целостное искусство, наполненное удивительно мудрыми идеями, воплощенными простым и понятным языком, актуальными не только в период существования египетского государства, но не теряющих своей значимости и по сей день.