Изобразительное искусство первых лет правления Эхнатона

Изобразительное искусство первых лет правления Аменхотепа IV представлено статуями фараона, которые происходят из двора храма Атона в Карнаке. Установлено, что таких статуй во дворе храма установлено было не менее сотни. Это колоссы (высота свыше 3 м), сделанные из песчаника. Фараон изображен в рост, в скрещенных на груди руках он держит символы царской власти - плеть и жезл. Одежду статуй составляет парадное набедренное схенти, поддержанное поясом с украшениями. Схенти повязано очень низко, оставляя обнаженным почти весь живот.

Головы статуй фараона были украшены различными головными уборами: двойной короной обоих Египтов, клафтом, немесом. Некоторые статуи поверх клафта украшены короной из двух, схематично изображенных, страусовых перьев (символ истины, символ Амона).

Каждая статуя Эхнатона в Карнаке - это портрет Эхнатона. При этом образ царя отличается от подобных образов иных времен Египта. Наблюдается повышенное внимание мастеров к натуралистическим деталям: худощавое очень узкое, вытянутое лицо с большими узкими глазами, длинный нос, большой рот с толстыми губами, вытянутый подбородок. Не менее своеобразно решены и формы тела фараона. Показаны длинная шея, округлые плечи, женственная тонкая талия, большой одутловатый живот, пухлые бедра. Но ведь только недавно были те времена, когда тело фараона принято было изображать покрытым горой мускулов.

Если в первой трети Нового царства индивидуальные черты царей при их воплощении в скульптуре и рельефе несколько сглаживались,