Лекция 15. Изобразительное искусство Древнего Египта периода правления фараона Эхнатона и его преемников (2 ч.)

тонкие ноги, полные бедра. С этими элементами резко контрастирует полный профиль плеч царя и царицы (ранее этот ракурс был недопустим).

Стиль пограничных стел встречается в Ахетатоне только в тех памятниках, где имя царя имеет раннюю форму.

Раскопки Ахетатона дали и иную форму памятников, где полемическая заостренность образов царя и членов его семьи притухает, где появляется четкая соразмерность пропорций и особая мягкость моделировки скульптурных форм. Эта группа произведений относится ко второй половине существования Ахетатона.

На цветной стеле Каирского музея и берлинском рельефе № 14146 (рельефы и круглая скульптура по-прежнему раскрашиваются - традиция еще из Раннего царства) впервые не только в Ахетатоне, но и вообще в египетском искусстве представлены интимные сцены из быта фараона. При этом группа осеняется лучами-руками изображенного наверху в центре солнечного диска. Все действующие лица сцены (Эхнатон, Нефертити, царевны Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон) связаны в единое целое. Все поглощены чарами нежной любви, которая является одной из основных идей памятника. Эта любовь и есть Атон (солнце), умозрительное присутствие которого занимает все пространство стелы.

В рельефах этого времени множество новых элементов, непривычных для египетского искусства предыдущих периодов (например, опирающаяся на подушку правая рука фараона, непринужденность, почти естественность жестов царевен).

Скульптуры времени Эхнатона иконографически весьма ограничены: обычно изображались либо стоящие фигуры с жертвенником в руках, либо коленопреклоненные, т.е. воспроизводили давно известные типы статуй. Фараон и царица изображались в своих бытовых одеяниях и сандалиях. Семейные сцены строились так, чтобы подчеркнуть связывающие членов семьи чувства.

Семейная, интимная тематика рельефов Ахетатона поддерживается росписями дворцов города, воспроизводящих картины природы. Дворцовые помещения как бы становятся цветущими садами и рощами. Изображались также семейные сцены царской семьи (фрагмент росписи стены "Дочери Эxнamoнa,,).

Даже в гробницы проникают новые веяния. На стенах погребальных сооружений появляются сцены из быта фараона и его семьи - обеды, ужины, торжественные выезды, сцены гарема. Чиновники Ахетатона изображают здания новой столицы на стенах своих гробниц.

Сравнение сюжетов рельефов в разных гробницах показывает известную закономерность в их расположении. Во всех гробницах на косяках свода помещали сцены поклонения Атону, тексты гимнов Атону и заупокойные молитвы. На левой стене прохода, ведущего в первый зал, изображалась царская семья, поклоняющаяся Атону, на правой - умерший и текст гимна Атону. В первом зале - сцены из служебной деятельности владельца гробницы. Таким образом, большинство изображений связано с