Лекция 15. Изобразительное искусство Древнего Египта периода правления фараона Эхнатона и его преемников (2 ч.)

изготавливаются чуть больше или чуть меньше натурального размера). Однако портрет фараона был безнадежно изуродован при разгроме Ахетатона, а изображение Нефертити, вероятно, упало лицевой стороной вниз в тот момент, когда разрушители ворвались в мастерскую. Поэтому изображение царицы сохранилось и представляет собой шедевр амарнского искусства.

Поразительно мастерство, с которым скульптор передал лицо царицы, словно дышащее жизнью. И это при явно строгом отборе необходимых и достаточных в каноне черт, подлежащих изображению. Еще одно достойное восхищения изображение Нефертити - головка из желтого кристаллического песчаника высотой 19 см. Даже на этом этапе, на котором работа над портретом была прервана, скульптурное изображение производит незабываемое впечатление. Чрезмерно вытянутые пропорции черепов изображений Нефертити и ее дочерей являются результатом условной стилизации, результатом особых пропорций канона Эхнатона.

В мастерской Тутмеса были найдены гипсовые маски и отливки с них. Маски снимались как с живых людей, так и с умерших. Именно на отливках с этих масок мастера удаляли ненужные в каноне детали, каждый раз по этапам оттачивая будущий образ путем многократных отливок. Последним этапом в обработке масок являлся перевод гипсовых отливок в конечный материал - камень.

В мастерских Ахетатона было обнаружено множество незаконченных скульптур, которые предметно вскрыли этапы работы амарнских мастеров над статуями.

В одной из мастерских Ахетатона были обнаружены посмертные маски Эхнатона и Нефертити.

В мастерских Ахетатона были обнаружены произведения, отмеченные именем Сменхкара. По своему стилю эти произведения (хотя и портретны) резко отличаются от ранних памятников Амарны и близки портретам Нефертити, являясь связующим звеном между искусством Египта времени Эхнатона и времени Тутанхамона.

Стремясь создать насыщенные натурализмом памятники, мастера амарнского искусства решались на сочетание в одной скульптуре разных материалов. Лицо и руки статуй чаще высекали из кристаллического песчаника, хорошо передающего цвет загорелого смуглого тела. Покрытые белыми одеждами туловища статуй делали из известняка. По-прежнему широко применялась раскраска скульптур, равно как и вставные глаза.