Лекция 16. Архитектура Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.)

В левой южной части здания находились помещения, называемые сокровищницами. Это были четыре камеры, расположенные попарно симметрично по обе стороны одного коридора. В них сохранились ценности, как и в храме Амона. Войти в сокровищницу можно было через одну единственную дверь. Когда дверь была закрыта, рельефные изображения на ней и примыкавших к ней стенах представляли единую композицию, при взгляде на которую не возникало даже мысли о каком-либо входе. Те ценности, которые хранились в сокровищницах, изображены были также на стенах камер.

В храме было особое помещение для алтаря, вокруг которого совершался культ Амону. Это помещение находилось в глубине храма к северу от третьего гипостильного зала и представляло собой небольшую комнату (10,8*6,85 м). Крыша здесь была устроена таким образом, что непосредственно над алтарем она отсутствовала. Посередине двора стояла платформа - алтарь, на которую вела невысокая лестница. Она была поставлена так, что поднимающийся смотрел на восток.

Слева к зданию храма вплотную примыкал дворец (в храмовых дворцах цари останавливались во время своих посещений Фив). Фасад дворца был одновременно стеной первого двора храма. Для входа во дворец в левой стене храма были устроены два проема. Между двумя входами во дворец находилось «окно явлений».Оно находилось высоко и было отделано золотом, инкрустацией из стекла, фаянса и разноцветных камней. Стоя в «окне явлений», царь видел двор храма, где стоял алтарь и приносились жертвы богу Амону, сыном которого считался фараон.

Восьмиколонный портик в первом дворе имеет колонны с капителями в форме расцветшего папируса. В стене за портиком были высечены рельефные изображения фараона, поражающего врагов, а также фараона, принимающего приближенных и раздающего им награды. Ниже этих рельефов размещались скульптуры, изображавшие головы врагов-народов, покоренных фараоном. Цветные рельефы, рассказывающие о подвигах царя, покрывали весь фасад дворца (стену двора храма).

Пройдя сквозь двери дворца попадали сначала в малые камеры - вестибюли, а далее - в колонный приемный зал. За приемным залом располагался 4- (?) (2-колонный) колонный тронный зал размером 10,5*14 м. У противоположной входу стены было белое каменное (алебастровое) возвышение с троном. К возвышению вело насколько пологих ступеней, по которым царь совершал восхождение.

Трон представлял собой богато отделанное кресло, над которым был устроен балдахин. Во дворце таких тронов было три.

За парадными залами находились личные покои фараона (спальная комната, комната для одежды, ванная, помещение, из которого шла лестница, ведущая на крышу). В глубине здания располагались женские комнаты. Каждая женщина в гареме имела целую «квартиру», состоящую из передней, жилой, спальной и ванной комнат. Таких «квартир» во дворце было три. Они были изолированы и имели самостоятельные входы.