Лекция 17. Изобразительное искусство Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.)

Статуя Рамсеса II из Турина не является случайным произведением в скульптуре этой эпохи. Это репрезентант изобразительного искусства Египта последней трети Нового царства. К числу таких произведений можно отнести статуэтку Сети I в парадном одеянии и пышном парике, голову статуи Рамсеса II из Луксора.

Даже статуи ритуального назначения более «ожизненны», чем это было ранее. Примером является статуя Рамсеса II, ползущего к божеству и протягивающего ему изображение своего имени (шифер).

В официальных рельефах того времени широкое развитие получают не религиозно-ритуальные или символические сцены, а события жизни, представленные так, чтобы подчеркнуть образ фараона-воина, сильного правителя мировой державы.

Традиции Амарны во времена Рамсеса II продолжались недолго. Уже при этом фараоне, хотя и редко, (а к концу XIX и при XX династии чаще) в скульптуре начинает встречаться канонический (старого канона) облик правителя и его подчиненных. Опять появляются изображения фараона в коротком переднике (схенти), с полосатым клафтом или двойной короной на голове. Изредка встречается парик светского образца. Фараоны Египта теперь в статуарной пластике предстают в своем идеализированном величии.

Возрастает стремление изображать царя с той или иной эмблемой Амона в руках, как правителя, подвластного Амону.