Лекция 17. Изобразительное искусство Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.)

Пейзаж занимает небывалое место в официальном рельефе. В составе композиции теперь постоянно можно видеть изображения сирийских крепостей, окруженных хвойными лесами, в которых прячутся то враги, то сами египтяне. Например, рельефы XIX династии постоянно передают ландшафт той местности, в которой происходит действие. Это и гористые, покрытые лесом дороги Передней Азии, и селения Нубии, и мосты с каналами и крепостями.

Батальные композиции изобилуют движением, разнообразием поз, массовыми сценами, которые, как правило, составлены из множества отдельных интересных эпизодов.

Смелые решения при изображении отдельных воинов в военных эпизодах сказались и на характере изображения воинов-царей. Например, весьма интересно решена сцена, представляющая в рельефе Сети I перед боем, когда царь, собираясь подняться на колесницу, оборачивается, чтобы отдать какой-то приказ. Традиционный для Египта канон оказался здесь как никогда кстати (демонстрация обоих плеч и полный фас туловища).

Наряду с военными сценами, на пилонах храмов часты многофигурные композиции царской охоты. Классический пример - охота Рамсеса III на диких быков, высеченная на внешнем склоне пилона храма в Мединет-Абу. Обращает на себя внимание изображение животных, то еще пытающихся спастись в тростниковых зарослях, то уже пораженных насмерть стрелами фараона и его спутников. Все элементы рельефа пронизаны движением и разнообразием.

Новые рельефы превращали храмы в памятники царской славы. 4. Рельефы и росписи в гробницах частных лиц

Большое место в фиванском искусстве последней трети Нового царства занимают росписи и рельефы в гробницах частных лиц. Вначале и здесь прослеживается то же соединение амарнского наследия с ростом декоративных тенденций первых преемников Эхнатона. Требование создать как можно более нарядный памятник заставляло мастеров тщательно разрабатывать детали рельефов и росписей (пышные одежды, богатые головные уборы, прически, ювелирные украшения). Теперь мастера стараются заполнить рельефом или росписью всю поверхность стены.

Рельефные и живописные композиции обогащаются букетами цветов, цветочными гирляндами-венками.

Особой декоративностью отличаются груды изображаемых жертв, окаймленные гирляндами из лепестков лотоса и увенчанные крупными голубыми лотосами.

Несомненным наследием Амарны является и внимание, уделяемое в росписях пейзажу. Цветущие заросли и ряды деревьев теперь встречаются и в сценах полевых работ в потустороннем мире, и при отправлении ритуальных обрядов. Потолки гробниц иногда воспроизводят не просто небо, усеянное звездами, а небо, заполненное множеством летящих птиц. В некоторых росписях даже воспроизводятся мотивы амарнского искусства, так, например, изображение вьюнка или лозы.