Искусство местных центров Египта последней трети Нового царства

Лучше всего известно искусство последней трети Нового царства в северных центрах, для которых важна была роль местных художественных мастерских. Ведь именно север, в частности, Танис, был превращен Рамсесом II в фактическую столицу. Новая роль города требовала соответствующего оформления. В это время для обновленных и вновь построенных святилищ заказывали большое количество скульптур. Все эти памятники резко отличны от фиванских. Для них характерны тяжелые пропорции массивных тел, толстые руки и ноги с огромными ступнями и кистями рук. Мускулы проработаны совершенно условно. Лица всех статуй одинаковы - широкие и плоские, с лежащими на уровне поверхности лиц глазами. Например, статуя Рамсеса II из Тан пса, где совершенно не отмечены портретные черты.

Своеобразие статуй Таниса вовсе не в отсутствии у мастеров должного умения. Интересно, что на танисскую скульптуру очень похожи статуи, сделанные в Мемфисе и Бубастисе. Разница этой группы статуй со скульптурой из Фив в различии религиозно-философских учений этих центров Египта. В Танисе во время правления Рамсеса особенно почитался бог Пта-Танен. Танен - одно из древних танисских божеств, которому подчинена преисподняя, недра земли и все, что на земле произрастает. Танен понимался как творец вселенной и податель жизни. По мемфисскому же сказанию Пта создатель и податель жизни.

Что же касается своеобразия форм танисской скульптуры, то на севере Египта во все времена меньшей была тяга к натурализации образа. Наоборот, здесь стремились к предельной абстрактности изображения, доводя ее до предела, необходимого каноном. Как Пта предельно абстрактен, так и находящиеся под его покровительством. Пта - отец Рамсеса по плоти. Пта - носитель истины.

Из-за отсутствия интереса у северных художников к натурализации образа традиции Амарны здесь не прижились, или прижились слабо, плохо. Они насаждались, но не развивались.

Из Мемфиса происходит эрмитажная стела с изображением скульптора. Стела представляет собой нишу, в которой дана человеческая фигура, выполненная в технике высокого рельефа. Одежда изображенного персонажа отвечает моде XIX династии - длинный складчатый схенти, парик с падающими на плечи локонами. Стела есть пример того, что искусство Северного Египта не было однородным. Фигура скульптора изображена с внесением ряда натуралистических элементов (хорошая моделировка объемов, тщательная проработка пальцев на руках и ногах, детализированное решение ногтей).


МОДУЛЬ № 2 «ИСКУССТВО ИНДИИ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ИСКУССТВО ССТРАН ИСЛАМА»