Древнеиндийские мастера искусства

Произведения искусства в Древней и Средневековой Индии создавались в религиозных целях. Задача художника - вызвать к жизни образ божественного, используя для этого принятые традицией средства выражения.

В целом, художник в Индии не стремился выразить себя, а именно служил высшим религиозным целям. Он подходил к творчеству как к великому таинству: он готовился к совершению ритуала творения, очищая себя от скверны мирского, обыденного. Никогда скульптор не должен был творить в присутствии мирян. После ряда ритуальных действий и прочтения «молитвы семени» мастер приступал к творческому акту, который понимался им как соитие с высшим началом для сотворчества. Весьма часто художники в Индии растворяли собственное «я» в коллективном творчестве. Например, архитекторы в Индии работали по цепочке, состоящей из пяти мастеров. Первый из них осуществлял планировку здания и руководил всеми строительными работами. Второй хорошо знал тонкости работы и, владея специальными математическими знаниями, производил пропорциональные измерения-соотношения. Два следующих архитектора непосредственно контролировали процесс возведения храма. Один возглавлял заготовку и обработку художественного материала, другой руководил монтажными работами. Все четыре мастера подчинялись пятому, которого называли Учителем. Это был архитектор-жрец, знаток религиозного ритуала, и соответственно, выходец из варны брахманов. Судя по многим древнеиндийским документам, архитекторы занимали важнейшее место среди прочих художников и были весьма почитаемы в индийском обществе. Подготовка архитектора была длительной. К изучению специальных предметов по строительству допускались лишь те ученики, которые сумели последовательно овладеть в совершенстве искусством танца, музыки, живописи, скульптуры и прикладных дисциплин. Благодаря многостороннему образованию архитектор был способен квалифицированно руководить всем процессом строительства культового сооружения, подчиняя своему замыслу работу довольно большого коллектива каменщиков, скульпторов, художников-монументалистов, прикладников и добиваясь идейно-художественной целостности культового сооружения. В древнеиндийском трактате о принципах творения произведений «Манасаре- Шильпашастре» сказано, что мастера должны знать священные тексты, быть осведомленными в тридцати двух учебниках по мастерству, мастер должен сохранять верность жене, иметь профессиональные навыки, быть набожным, осведомленным в различных науках.