Техника создания древнеиндийского храма

Строительство культовых сооружений велось в Древней Индии либо из тесаного камня, либо способом скальной техники. При этом каменное зодчество развивалось под сильным и постоянным влиянием конструктивно- строительных приемов и архитектурных форм, сложившихся в Индии еще в ведический период при строительстве из дерева, а также сырцового и обожженного кирпича.

При создании культовых сооружений из монолита скалы избранная каменная глыба первоначально уменьшалась до необходимых размеров. Работы начинались сверху, для грубой ориентировки положения горизонталей и вертикалей в скале делались углубления и ступени.

Одновременно с вырубкой наружных архитектурных форм создавалось монолитное скульптурное убранство храма. К работам в интерьере приступали после того как была закончена обработка экстерьера.

Приступая с созданию храмов-пещер, индийские мастера вначале выравнивали поверхность скалы в том месте, где планировался вход в храм, а потом постепенно внедрялись вовнутрь, в процессе работы творя не только архитектурное пространство пещерного храма, но и его скульптурное оформление. Нередко при возведении каменных культовых сооружений «негативного» зодчества архитекторы использовали дерево, создавая с его помощью сложные многоярусные галереи и нервюрные своды.

Широкое применение кладки из тесаного камня в архитектуре началось в Древней Индии в период раннего Средневековья. Тесаный камень, требующий для обработки значительной квалификации рабочих и большой затраты времени и сил, до XIII века применялся только при возведении наиболее значимых храмов. В V-VII веках культовые сооружения в Индии строились в основном из мягкого камня (известняк желтоватого и сероватого оттенков). Однако на юге Индии использовался песчаник и даже гранит. Применялась и смешанная техника возведения храмов из разных пород камня и камня с применением как кирпича-сырца, так и обожженных кирпичей.

Примечательно, что в каменной кладке индийские мастера не применяли известковый раствор. Возведение храмов из блоков камня велось либо насухо, либо с использованием раствора из местных наносов речного ила. Иногда квадры камня соединяли при помощи деревянных или металлических клиньев.

Древнеиндийский храм был местом встречи человека и бога. Собственно для встречи предназначалось святилище - центр культового сооружения. Ширина святилища равнялась половине ширины храма. Высота святилища равнялась его ширине. Кубическое святилище древнеиндийских храмов называлось «гарбхагриха», что можно перевести как «чрево храма». Модулем для храма и его святилища служило скульптурное изображение божества. Высота статуи божества обычно составляла 1/3 высоты храма.