Монументальная живопись Древней Индии

Монументальная живопись использовалась в древнеиндийском искусстве для оформления как интерьеров, так и экстерьеров культовых зданий. Зачастую живописные сцены сплошь покрывали и стены, и потолки храмов.

Прежде чем писать красками поверхность стены грунтовали. Сперва на пористый каменный массив наносили слой из смеси глины, коровьего навоза и измельченного в порошок трапового камня. Для росписи потолков добавляли рисовую шелуху. Потом на этот в целом шероховатый слой толщиной от 4 до 18 мм накладывали тонкий слой белой штукатурки (которую применяли и в архитектуре). Штукатурку наносили щеткой и иногда полировали плоской железной лопаткой. Грунт в процессе всей росписи должен был быть постоянно сырым, для чего время от времени его смачивали.

Первоначально на белой штукатурке намечали коричневые или черные контуры будущей росписи, которые затем заполняли красочным слоем. После просыхания живописную поверхность полировали.

Поскольку храмы в Индии полутемные, для работы в них мастера устраивали отражатели при помощи рефлекторов из металла или белой натянутой под определенным углом ткани. Такие рефлекторы призваны были освещать те участки храмового интерьера, над которыми трудились живописцы.