Священные и эпические тексты о пантеоне божеств

Ведический период истории Древней Индии именуется так по названию священного писания ариев - Веды. Веды содержат разносторонние сведения о мифологии, религии, быте и культуре ариев. Кроме того, Веды позволяют воссоздать облик древних построек, формы которых символически отражали представление о связи человека и вселенной.


Наиболее ранняя часть Вед - «Ригведа» - собрание гимнов, часть которых относятся к середине II тыс. до н.э. Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы — девов и асуров. Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Наибольшее число гимнов посвящено царю богов Индре, богу- громовержцу. Множество гимнов посвящено Агни - богу, носящему имя «Огонь». В пантеоне Агни - божественный жрец, его функция - вознесение жертвы богам, он играет роль посредника между богами и людьми. Ритуал воздвижения алтаря Агни длился целый год и требовал большого количество участников. У индусов ведический Алтарь Огня является символом мирового центра. Он есть образ мира и создание мира - самый конец земли («Ригведа»),

Несколько более поздниме тексты-брахманы (возникающие примерно с X в. до н. э.) — руководства ведического ритуала, из которых важнейшее — Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей).