Традиции добуддийских образов скульптуры и добуддийских деревянных конструкций в архитектуре IV в. до н.э. -1 в. н.э. и ее декоре

Буддизм тем легче ассимилировал местные верования (в том числе и у себя на родине), чем ближе они были к народной вере. Именно этим и объясняется столь широкое распространение в буддийском искусстве изображений якшей - своего рода индийских гномов, горных божеств, добытчиков и хранителей сокровищ. Якши традиционно изображаются невысокими, коренастыми, с отвислым животом.

Вместе с якшами изображались и пышнобедрые женщины-якшини, связанные с силами плодородия. На столбах ограды многих ступ имеется изображение якшинь-врикшак (от санскритского "врикша" - дерево). Эти пленительные, грациозные девушки стоят под деревом, держась рукой за низко склоненную ветку и иногда обхватывая ствол ногой. Этот образ древнее буддизма на полтора-два тысячелетия, такого рода изображения можно встретить на печатях доарийской цивилизации в долине Инда. Это образ Богини-Матери, владычицы жизни и смерти. Поскольку этот образ доарийский, то он сохранился у представителей низших, неарийских каст, к которым обращался буддизм.

Добуддийская архитектура также послужила источником основных форм в зодчестве буддизма. Над священным местом еще в ведические време­на мастера сооружали специальные временные навесы или павильоны, которые назывались "чайтья". Слово происходит от "чити" или "чита" (санскр. "огненный алтарь", "костер"), что в древности относилось в Индии ко всякому месту, где находился предмет культа. Понятие "чайтья" первоначально не имело значения определенной архитектурной конструкции и только позднее оно закрепилось за буддийскими культовыми сооружениями, возводимыми над ступой.