Лекция 4. Общая характеристика архитектуры Древнего Египта (2 ч.)

священного первохолма. Статуи, рельефы и живописные композиции демонстрируют мировой порядок, установленный египетскими богами. Художники, создавая новый храмовый или заупокойный комплекс, включающий архитектурные, скульптурные и живописные произведения, каждый раз заново выстраивали, утверждали этот божественный порядок.

Зодчие занимали наивысшую ступень в иерархии древнеегипетских художников. Главный царский зодчий, имевший высшие придворные звания «первого после царя» и «единственного семера» и принадлежавший по рождению к высшей знати, должен был на практике проходить все этапы руководства строительными работами. Например, легендарный Имхотеп, строитель заупокойного ансамбля фараона Джосера в Саккаре, носил титулы визиря, первого после царя, хранителя печати, верховного жреца Гелиополя, начальника всех работ царя Верхнего и Нижнего Египта. Зодчие имели хорошее разностороннее образование: они были авторами декоративно- архитектурных проектов, производили точные расчеты и руководили всем процессом строительства. Зодчий рассчитывал потребность в материалах и рабочей силе, возглавлял экспедиции в каменоломни и руководил добычей камня. Главные зодчие вели ирригационные работы, например прорытие каналов. Зодчие, дабы уметь правильно располагать помещения в храмах и пирамидах, обязаны были знать различные ритуалы. Этим объясняется их жреческое звание, в частности звание руководителя мистерий - «великий тайнник». Многие зодчие были начальниками писцов.