Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара

что перед чайтьей по сторонам храмового фасада в древности возвышались две шестнадцатигранные колонны высотой 15 м, выполненные структурной (не монолитной) техникой. Капители этих колонн, моделируя Вселенную, несли каждая фигуры четырех львов с "Колесом Закона" над ними. "Львиные столпы" (симха-стамбха) чайтьи в Карле, вероятнее всего, представляли собой вариацию на тему "Львиной капители" столпа времени Ашоки Маурья. В древности львы поддерживали огромные металлические колеса.

В вестибюле храма в Карли когда-то была деревянная музыкальная галерея. Боковые стены здесь сплошь декорированы внизу - рельефными протомами слонов, выше - фигурами героев буддизма и самого Будды, а также подковообразными "ложными окнами" в пять ярусов. В вестибюле же представлены почти обнаженные могучие фигуры мужчин и женщин, расположенные парами. У изображенных мужчин могучий разворот плеч и тонкая талия - традиционный "львиный корпус". В трактовке фигур их спутниц наблюдается явная попытка древних мастеров наделить изображения земных женщин богоподобными чертами. При этом людские пары показаны в динамических позах трибханга, т.е. так, что их ноги, туловище и головы представлены обращенными попеременно в разные стороны. Рельефные фигуры мужчин и женщин вестибюля чайтьи в Карле символизируют собой любовно-религиозное единение людей друг с другом и с Буддой, их сущностное откровение или открывание навстречу буддийской религии, обнажение плоти и души верующих перед Богом.

Интерьер храма и поныне освещается огромным "солнечным окном" с килевидным наружным очертанием и представленными в камне концами брусьев деревянных стропил по внутреннему контуру.

В собственно чайтью ведут три входа: средний, слегка приподнятый, и два боковых, предназначенные для паломников из состава буддистов-мирян. Перед боковыми входами устроены неглубокие бассейны для ритуального омовения, т.е. снятия верующими внешней и внутренней скверны перед чудом своей встречи с Богом.

Чайтья в Карле - самый большой храм среди буддийских пещер: его длина 37, 8 м, ширина - 14, 2 м, высота - 13, 7 м. Колонны (по пятнадцать в ряд) делят зал чайтьи на три нефа. Семь колонн расположены вокруг ступы в апсиде.

Восьмигранные колонны святилища своим основанием погружены в каменные горшки, поставленные на пьедесталы с расходящимися книзу ступенями. Тем самым создается впечатление, будто колонны храма - это стволы живых деревьев, обильно произрастающие из заботливо созданных людскими руками цветочных горшков. Капители колонн колоколовидные. Абаки капителей, ступенчато расширяясь кверху, увенчаны рельефными группами, повторяющимися с легкими вариациями, на каждой колонне на двух коленопреклоненных слонах восседают по две фигуры (мужчина и женщина) - аллегории богатого цветения и мудрого плодоношения буддийской веры. Мужские и женские персонажи представлены в