Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара

пластически решенных головных уборах, некогда украшенных вставками из драгоценных камней. Фигуры слонов первоначально имели ныне утраченные огромные бивни из слоновой кости и серебра.

Колонны зала чайтьи высечены в скальном монолите весьма близко друг от друга, на расстоянии, меньшем их толщины. В связи с этим капители колонн образуют в целом почти непрерывный скульптурный фриз, препятствуя попаданию света в боковые нефы храма.

Чайтья в Карле изо дня в день вот уже в течение многих столетий наполняется светом, поступающим в центральный неф храма через "солнечное окно". Однако для буддистов, приходящих как паломники в сакральный мир пещеры из мира профанного, этот рядовой факт превращается в действо, пропитанное высочайшего уровня символикой. Совершая ритуальное движение вокруг ступы в темноте боковых нефов, верующие получают религиозное счастье наблюдать сквозь щели колонн чудо рождения Вселенной, становятся визуальными участниками становления а Будды. На их глазах луч Солнца, проникая сквозь окно чайтьи в лоно горы, освещает ступу, тем самым творя "золотой зародыш".

В Индии во времена расцвета буддизма архитектурно развиваются не только пещерные, но и наземные храмы-чайтья. Еще в III в. до н.э. в крупных буддийских центрах Северной Индии из блоков камня строились небольшие продолговатые чайтьи с апсидой для ступы. Вход в них предварялся открытым портиком, навесом-сенью на каменных столбах, квадратным или вытянутым залом. Примерно в то же время попытки создания буддийского храма-чайтьи были предприняты в Таксиле, которая являлась форпостом на пути распространения буддизма в Центральную Азию. Первоначально здесь также строились маленькие закрытые, чуть вытянутые в плане целлы. Однако в Таксиле в первые века нашей эры коридорный обход вокруг ступы был заменен галерейным обходом вокруг всей чайтьи. Скорее всего, это про­изошло под влиянием эллинистической традиции, которая со времен походов в Индию Александра Македонского сохраняла в этих местах свою силу.