Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара

воротами. Наружные фасады вихар обычно оставались глухими. Каждый объем кельи имел свое, чаще всего сводчатое, перекрытие.

Уже в первые века нашей эры на севере Индии в Таксиле традиционная ограда ступы трансформировалась в кольцо маленьких келий. Традиционный ритуальный обход ступы оказался заключенным между двух кольцевых стен. По внутренней стороне обхода это была стена основания ступы - алтаря ведики. Внешнюю сторону образовывало практически непрерывное кольцо монашеских келий, сконцентрированных возле ступы.

Пещерные вихары повторяли тот же планировочный принцип, который был характерен для наземного одноэтажного монастыря-общежития: только открытый двор заменялся здесь большим центральным залом с плоским потолком. Центральное помещение со зримым или виртуальным присутствием ступы в нем, окруженное с трех сторон небольшими кельями, иногда имело еще внутреннюю колоннаду. Вход в пещерную вихару оформлялся портиком-террасой с одним рядом столбов.

Древнеиндийские письменные источники свидетельствуют, что вихары в крупных монастырских комплексах нередко строились в несколько этажей. Например, известно, что в Пурушапуре (совр. Пешевар) в IV-V вв. н.э. существовала грандиозная монастырская вихара, где количество внутренних помещений исчислялось сотнями. Здание было воздвигнуто над прахом Будды и имело кирпичное пятиэтажное основание высотой 45 м, а также деревянную башенную надстройку в тринадцать ярусов высотой 120 м, увенчанную металлическим стержнем высотой 26 м с позолоченными зонтами. Эта вихара в древности входила в состав чудес Азии.

Вихары для собраний буддистов строились из дерева во многих городах Северной Индии. Они служили для изучения священных текстов и религиозных диспутов, которые в первые столетия распространения учения носили в большинстве этический и философский характер.

Пещерные вихары, сохранившиеся в Индии до наших дней, имеют, как правило, один этаж, но встречаются и многоэтажные скальные общежития для монахов-буддистов, при строительстве которых помещения вырубали друг над другом в три-четыре этажа, сохраняя при этом по фасаду пирамидно-ярусную композицию в подражание наземным вихарам. Подобное можно видеть в Удайгири. В Аджанте сохранилось около двадцати скальных пещер-вихар, созданных между 400 и 642 гг.

Первоначально в помещениях вихар не совершались культовые обряды, однако в период раннего средневековья, когда стали отживать свое ступы с оградой и чайтьи, вихары постепенно преобразовались в основной тип буддийского храма. Кельи превратились в целлы с установленными в них статуями Будды, а общий зал был приспособлен к совершению буддийского храмового ритуала равно как для монахов, так и буддистов- мирян. Однако известные планы ранних монастырей-вихар позволяют го­ворить о келейно-общинном образе жизни буддийских монахов,