Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара

сосредоточенном вокруг главного монументального символа Учения Будды - ступы.

В больших буддийских скальных комплексах, где храмы-чайтьи чередуются с монастырями-вихарами, отчетливо прослеживается два типа организации архитектурного пространства: протяженное и центрическое. Протяженный путь по земле к щенной ступе для мирян и вертикальный путь к освобождению под эгидой Будды-Учителя для избранных членов монашеской общины-сангхи. В пещерных чайтьях, где главными действующими лицами являются буддисты-миряне, путь наверх предъявлен в виде протяженного горизонтально пути к священной ступе. Стремление буддиста к Будде спроектировано здесь на поверхность пола храма. В вертикальной плоскости небосвод здесь визуализирован посредством арочного свода пещеры и ее портального окна, а в горизонтальной - представлен апсидой чайтьи. В пещерных монастырях-вихарах, где главным фигурантом выступает монашеская община, преобладает центрическое построение пространства. Маленькие кельи монахов окружают главное центральное пространство, в котором сосредоточена ступа - смысл их общности. Святилище с фигурой Будды располагается напротив входа в вихару, в глубине пещеры. Его размеры существенно больше рядовой кельи. Его портал обычно особо выделен и украшен. И все же Учитель здесь не столько обожествленный Будда, сколько член общины, первый из многих. Его присутствием освящается монашеская община и благословляется ее устремленность к освобождению от страданий, к нирване.